CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Тема дня » Реализация фундаментального конституционного права или инструмент политических манипуляций? В минувшие дни досрочное голосование стартовало в Приморье.

 
Реализация фундаментального конституционного права или инструмент политических манипуляций? В минувшие дни досрочное голосование стартовало в Приморье.[edit] / [/ediitt]]
(4.09.2015)
Проголосовать заранее в ТИКах или УИКах смогут избиратели по всей стране. Основаниями для получения такой возможности может быть: состояние здоровья, отпуск, командировка или режим работы, которые не позволят в день голосования поучаствовать в выборах. С одной стороны – это важнейший правовой механизм, который позволяет реализовать фундаментальное право гражданина на участие в управлении делами государства, прописанное в Конституции РФ. С другой стороны, из года в год эксперты политологи бужируют тему использования досрочного голосования как инструмента политических манипуляций.

Ответы на эти и другие актуальные вопросы электорального цикла 2015 г. мы получим у экспертов. Сегодня в гостях у ИА "ЕНВ" известная чета политологов Юрий Юрьевич Коломейцев, политолог, директор Центра социальных инноваций "Черный куб" и Наталья Андреевна Коломейцева, кандидат политических наук, заведующая кафедрой политологии Дальневосточного федерального университета.

- Наталья Андреевна, самым серьезным аргументом в пользу отмены или внесения существенных ограничений в процедуру досрочного голосования эксперты называют то, что предоставлять какие-либо документы, подтверждающие наличие уважительной причины, не требуется. Как Вы считаете это весомый аргумент?

Наталья Коломейцева: Конечно, это серьезный аргумент. Любая медаль имеет две стороны. Пытаясь подстроиться под российского избирателя, наш законодатель послабил требования к досрочному голосованию, тем самым создав некоторые возможности для легальной манипуляции голосами. А здесь дилемма: при низкой политической активности, создавая дополнительные препятствия реализовать свое конституционное право на выбор своей власти, мы рискуем получить еще больше избирателей, не дошедших до избирательной урны.

- Тогда как Вы считаете, нужно ли ужесточить требования к получению права на досрочное участие в выборах?

Наталья Коломейцева: Повторюсь, что любое решение всегда имеет несколько положительных и отрицательных эффектов. Лично я всегда ратую за равную конкуренцию на любых выборах, когда все кандидаты находятся в равных условиях и не имеют доступа к административным ресурсам. Тогда даже термин "пиар технологии" приобретает положительную коннотацию. Оперируя данными социологических исследований ЦСИ "Черный куб" в 2014 г., которые выявляют негативное отношение избирателей к досрочному голосованию, когда оно приобретает массовый характер, я вынужденно говорю о том, что досрочное голосование, в определенных негативных обстоятельствах может стать этим административным ресурсом, а значит и способом для манипуляций голосами. Поясню, что я имею ввиду под манипуляциями. Во-первых, кандидаты еще не провели агитацию до конца, а значит, не имели возможности в полной мере повлиять на выбор избирателя. Они еще не использовали самые действенные инструменты избирательной кампании, которые обычно запускаются по ряду правовых причин за несколько дней до выборов. В этой ситуации, досрочно голосующий избиратель, как правило, проголосует за правящую партию или т.н. "партию на слуху", за кандидата, который ранее был известен или находился на соответствующем выборном посту. Во-вторых, когда в процедуру вмешивается любой субъективный фактор, она перестает быть прозрачной и теряет часть легитимности. Сегодня процедура досрочного голосования, на мой взгляд, имеет ряд технических недостатков.

Но я хочу отметить, что она была внедрена всего год назад и конечно все еще находится в состоянии "обкатки". Политологи и электоральные юристы ежегодно проводят глубокую аналитику этих процессов и процедур. Мы проводим экспертные круглые столы и конференции. Это делается, прежде всего, для формирования соответствующих рекомендаций со стороны научного сообщества и практикующих политологов органам власти.

- Юрий Юрьевич, речь зашла о процедуре досрочного голосования. Очень дискуссионной является сама техническая сторона дела. Расскажите, как происходит досрочное голосование на практике.

Юрий Коломейцев: После того как бюллетень заполнен, избиратель собственноручно запаковывает его в непрозрачный конверт, заклеивает и передает на хранение секретарю ТИК. На конверте ставят подписи два члена комиссии. Далее их подписи скрепляются печатью ТИК. Конверт могут также подписать другие члены комиссии и наблюдатели, по желанию. Финальную подпись ставит сам избиратель. Хранение конверта с избирательным бюллетенем осуществляет секретарь ТИК. Члены ТИК не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, должны передать в каждую нижестоящую участковую комиссию списки досрочно проголосовавших избирателей с приобщенными к нему заявлениями избирателей о досрочном голосовании, а также непрозрачные конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших.

- Звучит все достаточно рационально и безопасно. О чем тогда говорят критики?

Юрий Коломейцев: Итак, мы имеем несколько этапов взаимодействия разных людей с избирательными бюллетенями досрочно проголосовавших: упаковка бюллетеня в непрозрачный конверт, хранение конверта в ТИКе, транспортировка конвертов в УИК за день до голосования, и наконец, вскрытие конвертов и помещение бюллетеней в урну - на всех этих этапах возможны фальсификации. Скажем, к примеру, что такое запечатанный конверт, который храниться около 10 дней у кого-то в сейфе или специальном помещении? Какова реальная сохранность его содержимого? Даже если секретарь ТИК, человек неординарный невероятно честный, и мы его проверили на детекторе лжи до того, как допустить к выполнению этой ответственной задачи, не слишком ли много мы взваливаем на его плечи? В общем-то, на плечи человека, который работает за минимальную зарплату или вообще на общественных началах. Кроме того, доступ к месту хранения имеет по факту и председатель ТИК, потому как в отдаленных районах отсутствуют такие технические условия, чтоб было иначе. А значит и ответственность за хранение уже размывается между несколькими людьми. Кристально чистыми и честными должны быть уже два человека. А Вы только вдумайтесь, сколько ТИКов у нас по всей стране… Далее, не забывайте о том, что в районах заметно участие прокуратуры в работе ТИКов. Они пристально следят за соблюдением законодательства зачастую неопытными членами ТИК. И вновь список, имеющих доступ к "тайной комнате" пополняется. Затем транспортировка и конечно помещение самих бюллетеней из конвертов в урны также находятся под воздействием массы субъективных факторов.

- Так может отменить досрочное голосование вообще?

Юрий Коломейцев: На мой взгляд, да. Или, как минимум, временно на период, когда необходимо активизировать действующую власть на всех уровнях. Во-первых, меньше будет претензий у оппозиции, которые с удовольствием бужируют тему фальсификаций на выборах по средствам досрочного голосования. Во-вторых, это станет дополнительным стимулом для действующей власти и для парламентских партий работать с населением не только в предвыборный период, а в течение всего срока полномочий.

Наталья Коломейцева: Досрочное голосование, на мой взгляд, должно быть все же исключением из общего правила. А значит и основания для использования такого инструмента избирателем должны находить свое подтверждение комиссией в каждом конкретном случае. Понятно, что это существенным образом усложнит процесс, но, вероятно, в ином случае манипуляций не избежать. Кроме того, в законе заложен некий механизм, который допускает, по мнению многих экспертов, неравноправие избирателей, намеревающихся воспользоваться правом на досрочное голосование. Так, избиратель по общему правилу не предоставляет документов, подтверждающих причины для досрочного голосования. Однако ТИК обладает правом выборочно проверить избирателя, обратившегося за использованием права на досрочное голосование. Если же факты, на которые ссылается избиратель, не находят подтверждения, ТИК вправе отказать избирателю. Согласитесь, комиссия может быть к кому-то лояльной, а к кому-то нет, в зависимости от политических пристрастий конкретных избирателей. Конечно, для больших населенных пунктов это не слишком актуально, а вот в сельской местности, когда все друг у друга, что называется, "на виду", более, чем актуально.

Если говорить об электоральных циклах 2015 года и ближайших лет, то обстоятельства в которых находится Россия, я думаю, вынуждают нас двигаться по пути максимального сохранения доверия власти со стороны граждан. Любые очевидные манипуляции будут раскачивать общественное спокойствие. Россия втянута западными партнерами в сложнейший геополитический и даже, если хотите, цивилизационный кризис. Это обстоятельство сильно влияет и на внутреннюю обстановку в стране. Да, население в едином порыве готово доверять президенту В.В. Путину и поддерживать его политику. Но завышенные ожидания консолидированного российского общества накладывают дополнительную политическую ответственность на власть, в том числе и в вопросах легальности и легитимности проведения выборов 2015 г.

Как Вам кажется, сколько процентов составит "досрочка" в Приморье в этому году?

Наталья Коломейцева: Прогнозировать процент от досрочного голосования трудно. Говорить о 10, 20 или 30% - это как из бункера угадывать погоду. Как правило, сколько предприятий и организаций, лояльных к той или иной политической силе, столько и процент "досрочки" в любом регионе России.

Юрий Коломейцев: Досрочное голосование – может быть одним из легальных инструментов влияния на исход выборов. Как минимум, правящая партия может рассчитывать на предприятия присутствующие в регионах, где как всегда "досрочка" имеет массовый характер. Однако результат досрочного голосования может сойти на "нет" при грамотной работе кандидатов и PR-технологов с избирателями за оставшиеся дни предвыборной гонки.

Правящая партия, как уже отмечалось выше, может рассчитывать на поддержку населения и в этом году. Рейтинг "ЕР" в Приморском крае высок, связано это с тремя основными причинами:

1) Рейтинг "ЕР" напрямую связан с рейтингом президента РФ В.В. Путина. Рейтинг В.В. Путина по социологии ЦСИ "Черный куб" в 2015 г. колебался от 86 до 90%. Даже в период громких дел по "оборонке" - "дело Васильевой", его ситуативный рейтинг не упал ниже 66 %.

2) Рейтинг "ЕР" также связан и с рейтингом губернатора Приморского края В.В. Миклушевского, который, в свою очередь, связан с высоким рейтингом В.В. Путина.

3) Рейтинг "ЕР", как и любой рейтинг, строится на сравнении. В Приморье де-юре присутствует внушительное число партий, с учетом вновь созданных. Однако де факто работают только парламентские, а относительно эффективно – только "Единая Россия". Рейтинг "ЕР" также связан с ее членами, действующими депутатами и их делами.
2015РегиональныеФедеральный уровень



>>
Лента новостей


ЖЖивая политика



Анонсы и события

"Выбор Народа" в социальных сетях: