CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Статьи о выборах » Распишитесь, пожалуйста

 
Распишитесь, пожалуйста[edit] / [/ediitt]]
(6.01.2014)
Весь декабрь в Петербурге обсуждали, будут ли в сентябре выборы губернатора, или нет. Из-за долгих споров все так свыклись с этой мыслью, что губернаторские выборы стали чуть ли не сами собой разумеющимися. А если это так – то летом оппозиционеры будут мучительно собирать подписи местных депутатов, необходимые для прохождения муниципального фильтра. Сбор подписей неминуемо вызовет слухи об их продаже: в городе будут говорить, кто и сколько предлагает за подпись, иногда даже не особо задумываясь, соответствует ли это действительности. Между тем с подобными проблемами уже сталкивались в других регионах: знающие люди поделились с ЗАКС.Ру, легко ли купить подпись муниципального депутата и сколько она может стоить.

Несопоставимые риски

Депутаты ЗакСа приняли закон о выборах губернатора в третьем чтении 20 июня 2012 года. Городские парламентарии выбрали наиболее жесткие (из предусмотренных федеральным законом) условия прохождения "муниципального фильтра". Чтобы стать зарегистрированным кандидатом в губернаторы, гражданину Санкт-Петербурга требуется собрать 10% подписей всех муниципальных депутатов. При этом большое значение имеет охват территории: в "резюме" кандидата должны быть представлены подписи депутатов из 84 МО.

Уставами органов местного самоуправления предусмотрено 1560 мест для муниципальных депутатов. Фактическое количество депутатов по состоянию на август 2013 меньше этой цифры: 1446 человек. При этом 10 процентов муниципальных подписей, которые нужно собрать кандидату в губернаторы, высчитываются от первой цифры. Таким образом, кандидат нуждается не менее чем в 156 подписях.

Тем временем, даже объединенных усилий оппозиции не хватает на то, чтобы покрыть это количество. Как сообщили ЗАКС.Ру в горкоме КПРФ, муниципальных депутатов от партии в городе всего 30 (больше всего в МО Коломяги – 4 человека). Ряды "Справедливой России" шире: по информации регионального отделения партии, эсеров в муниципальных советах – 80. Представителей "Яблока" и "Гражданской платформы" совсем немного – 4 и 3 депутата соответственно. В общей сложности получается 127 "штыков". То есть, для того, чтобы какому-либо оппозиционному кандидату набрать 156 голосов, не хватит даже всех вместе взятых муниципальных оппозиционеров, избранных от 4 перечисленных партий. Естественно, такое деление на оппозиционеров и лояльных власти депутатов весьма условно, поскольку многие эсеры и коммунисты давно срослись с коллегами по совету, избранными от "Единой России".

Конечно, не исключено, что на петербургских выборах, как и на московских, в самый напряженный момент в ситуацию вмешается Кремль и даст единороссам указание подписываться за оппозиционного кандидата. Однако еще неизвестно, за какого именно оппозиционера вступятся в Москве. Возможно, это будет фигура типа главы ФАС Игоря Артемьева, которого в качестве возможного кандидата упоминали в известной публикации "Ведомости": вроде бы петербуржец, но всеми давно забытый и к тому же прекрасно встроенный в систему. Вряд ли Кремль будет собирать подписи за Оксану Дмитриеву или Максима Резника, например.

Получается, что оппозиционному кандидату, намеревающемуся преодолеть муниципальный фильтр, придется договариваться с самовыдвиженцами и не самыми принципиальными единороссами. Условия этих договоренностей могут находиться в материальной плоскости.

- Цена всего этого дела будет зависеть от того, кто из продающих пойдет на муниципальные выборы, - подчеркнул в разговоре с ЗАКС.Ру глава МО Автово Геннадий Трусканов. - Все-таки, здесь несопоставимые риски. Губернаторские выборы нужно рассматривать через призму выборов в муниципальные советы. Не исключено, что и то, и другое состоится в 2014 году. И я хотел бы увидеть того муниципального депутата, который, с одной стороны, хочет переизбраться, а, с другой стороны, способен отдать или продать свой голос. Думаю, что таких мы насчитаем на пальцах одной руки.

Цена вопроса

Лидер фракции эсеров в Законодательном собрании Алексей Ковалев верит в конечную победу капитала над хитростью власти и даже называет цену этой победы.

- Против покупки подписей власти не справятся, - уверен Ковалев. - Роль денег в нашем государстве велика. Если кому-то захочется пройти в кандидаты на губернаторских выборах и хватит щедрости, человек просто спокойно купит всех этих муниципалов. Конечно, они все продадутся. Сколько подписей ему надо – столько он и найдет, всегда. Это означает, что против командного принципа, которым руководствуется власть, может сыграть принцип покупки, чисто олигархический. В итоге он и победит, я думаю. Пару десятков тысяч долларов за подпись хватит. Любой долларовый миллионер сможет это сделать, а их у нас много. Если это будет кому-то нужно, вся эта система будет развалена чисто финансовыми методами.

Ковалеву возражает депутат МО Город Ломоносов Юрий Костяев, избранный от "СР". Впрочем, не согласен он только с одной деталью – с суммой, на которой двум сторонам удастся договориться.

- Я очень уважаю Алексея Ковалева, но думаю, что он преувеличивает, - сказал ЗАКС.Ру Костяев. - Достаточно и двух тысяч долларов. Это же учителя, врачи, соцработники, не особо обеспеченные люди. Они любой копейке будут рады. У нас в Петродворцовом районе почти все единороссы – бюджетники. Но я думаю, что им, скорее всего, дадут команду сверху, и они пойдут и подпишутся без всяких денег.

Если же предприимчивый депутат замахнется на то, чтобы продать подпись и каким-то образом после этого переизбраться от партии власти в муниципальный совет, то за этот трудноисполнимый маневр он попросит более крупную сумму.

- Думаю, того, кто не пойдет на выборы в совет, устроит и пара десятков тысяч "зеленых", хотя и это, наверное, дороговато, - полагает Трусканов. - Но для тех, кто пойдет переизбираться, таких денег не хватит. В 2010 году место муниципального депутата у нас в Автово оценивалось в 400 тысяч рублей. А тут – фильтр, всё гораздо серьезнее, на кону – городская власть. Депутатский корпус - обычно безликая масса, черт знает, что у них в головах. Но желающие продать подпись найдутся и среди глав МО. Я пока не знаю, кто это может быть, и называть не стану, они сами себя назовут и подпишутся.

В Ломоносове придерживаются парадоксальной точки зрения: специфика "Единой России" такова, что для ее руководства продажа подписи сама по себе является почетным делом, и неважно, что она ушла сопернику. Поэтому для продавца эта афера пройдет безнаказанно.

- Кто-то, конечно, дрогнет от интересных предложений и подпишется за оппозицию, - предполагает Юрий Костяев. - В партии за это не накажут, потому что у них вся партия такая - воров да жуликов. У них это, наоборот, за доблесть считается. Самый поганый район, насколько я знаю, Петроградский и часть Кировского – например, Красненькая речка. Там эта практика обязательно получит широкое применение.

Сделка между сторонами может принять и другие формы, более долгосрочные и не имеющие денежного выражения.

- Мне представляется более вероятным вариант, при котором подпись отдается бесплатно, - отметил в разговоре с ЗАКС.Ру депутат МО Екатерингофский Александр Шуршев (сторонник "Гражданской платформы"). - При этом депутат рассчитывает на то, что партия, которой он оказал свою услугу, возьмет его под свое крыло на муниципальных выборах.

Политическое банкротство

В "Яблоке" верят в то, что голоса соберутся без подкупа. По подсчетам партии, с учетом консолидации всех сил и привлечения самовыдвиженцев вполне реально преодолеть муниципальный барьер.

- Более 200 муниципальных депутатов – самовыдвиженцы, которые не выдвигались "Единой Россией", - объясняет ЗАКС.Ру депутат МО Финляндский округ Кирилл Страхов, представляющий партию "Яблоко". - Часть из них – конечно, люди, которые как-то ЕдРо поддерживают. Но есть и независимые самовыдвиженцы, на которых мы можем опереться. Поэтому я думаю, что собрать 156 подписей для оппозиционного кандидата решаемая задача. Это задача техническая.

А вот оппозиционерам из МО Автово надежда на самовыдвиженцев представляется утопической. Здесь вообще без оптимизма смотрят на выборы – как на губернаторские, так и на муниципальные.

- Очень сложно найти эти 156 голосов, - посетовал Геннадий Трусканов. - У всех кандидатов, кроме провластного, проблемы с прохождением этого фильтра обычным путем. Помимо фильтра, есть еще препятствия: я не ожидаю, что сами выборы будут честными, судя по тому жулью, которое набрали в избирательные комиссии. Сама система уже так засорена, что какую бы команду ни объявили, ничего, кроме грязи она выдать не может. А самовыдвиженцы только оформлены как якобы независимые, для маскировки. Угадайте, чьих рук это дело.

Существующий муниципальный фильтр непроходим для "Гражданской платформы" и "Яблока", даже в том случае, если они объединят усилия. В этой ситуации прагматичным могло бы представляться альтернативное поведение: когда идет продажа голосов, продать свои немногочисленные подписи и вырученные деньги потратить на партийные нужды. Тем не менее, оппозиционеры не допускают даже мысли о таком варианте.

- Я на сто процентов уверен, что ни одна серьезная партия и ни один серьезный депутат никогда не будет этим заниматься, - заявил Александр Шуршев. – Любой слух о такой сомнительной с точки зрения закона сделке уничтожит репутацию и партии, и отдельного депутата.

Солидарен с Александром Шуршевым и руководитель петербургского "Яблока" Андрей Палевич.

- Это не мое, это не "яблочное" поведение совершенно, - заявил ЗАКС.Ру депутат МО Дачное, руководитель регионального отделения партии "Яблоко" Андрей Палевич. - Даже не знаю, как о таком говорить. Продавать подписи – это равнозначно политическому банкротству.

Рынок подписей

За последние полтора года перед выборами в других регионах ходили активные разговоры о покупке подписей. Один из таких регионов – Рязанская область.

- В Рязанской области мы на выборах губернатора сталкивались, что кандидаты пытались купить подписи муниципальных депутатов, - рассказал ЗАКС.Ру Кирилл Страхов. - Это совершенно тупиковый путь, на мой взгляд. Такое, наверное, возможно и у нас, но я даже не хочу об этих людях говорить. Их, я думаю, мало. Кто хочет продать себя, тот везде и всегда может это сделать. А тот, кто хочет вывести местное самоуправление из критической смерти, будет действовать иначе.

Помимо Рязанской области, слухи о такого рода сделках ходили и в Москве, перед сентябрьскими выборами мэра. Это продолжалось до того, пока власть сама не помогла кандидатам и не привлекла подписи муниципалов-единороссов.

- Конкретного случая, чтобы мне кто-то говорил "Я купил подпись", не было, - рассказала ЗАКС.Ру журналист и муниципальный депутат Южного Тушина в Москве Вера Кичанова. - Но такие слухи ходили целый месяц, пока их собирали. Я знаю истории, когда люди сначала высказывались в поддержку одного кандидата, а потом внезапно ставили подпись за другого, и нельзя было ничем объяснить такую смену приоритетов. Один человек из "Яблока" обещал поставить подпись за Навального, а потом выяснилось, что он ее уже поставил за Фетисова (бизнесмен Глеб Фетисов – прим. ЗАКС.Ру ). Также один знакомый политтехнолог говорил мне про некоего муниципального депутата: "Вот, его я продал Фетисову". Несмотря на это, Фетисов в итоге не собрал нужного количества подписей. Ходили слухи, что за подпись платят от 100 до 300 тысяч рублей.

Что интересно, упомянутый бизнесмен Глеб Фетисов пытался баллотироваться и в Московской области. Там, в свою очередь, предвыборный ажиотаж создал такую ситуацию, при которой впору было говорить о целом рынке подписей. Правда, и он не помог жаждущим преодолеть фильтр.

- Перед выборами губернатора Московской области этим летом существовал некий рынок подписей, - рассказал ЗАКС.Ру "штабист", близкий к партии "Справедливая Россия". - Но можно сказать, что он так до конца и не сформировался, поскольку его объем не решал проблемы ни для одного из кандидатов. На этом рынке попросту "крутилось" недостаточно подписей.

Цена также, как и в Москве, варьировалась: не все муниципальные подписи одинаково полезны.

- В области есть два уровня муниципальных депутатов, - пояснил собеседник ЗАКС.Ру. - Первый – это всякие сельские депутаты и депутаты внутрирайонных МО. Второй уровень – депутаты районов и внутригородских округов. По законам Московской области, подписей второго уровня нужно было собрать от определенного процента территорий, это усложняло задачу. Подписи же сельских депутатов не облагались этой привязкой к территории. В итоге цена за подпись сельского варьировалась от 50 до 150 тысяч, а депутаты горрайонов оценивались от 150 тысяч до баснословных прайсов, в среднем – около 250 тысяч. Максимальная фигурировавшая цена – 500 тысяч. По сути, это было какой-то совсем новой практикой. Может быть, в будущем появятся коммивояжеры и будут разъезжать с предложениями.

Владимир Дукельский
2014РегиональныеСанкт-Петербург



>>
Лента новостей


ЖЖивая политика



Анонсы и события

"Выбор Народа" в социальных сетях: