CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Статьи о выборах » Россель вернулся в уральскую повестку и заикнулся о губернаторских амбициях: «Я когда уходил, говорил: быстро поймете, кого потеряли»

 
Россель вернулся в уральскую повестку и заикнулся о губернаторских амбициях: «Я когда уходил, говорил: быстро поймете, кого потеряли»[edit] / [/ediitt]]
(21.01.2014)
Экс-губернатор Свердловской области рассказал об Уральской республике, своих претензиях на власть и о том, кто в регионе все решает

Первый губернатор Свердловской области и в прошлом главный ньюсмейкер Эдуард Россель вернулся в информационную повестку после весьма продолжительного молчания. Официально анонсировалось, что пресс-конференция бывшего главы региона будет посвящена 80-летнему юбилею Среднего Урала и итогам работы в Совете Федерации. Но мероприятие, как это обычно и бывало, превратилось в бенефис Эдуарда Росселя. О его президентских амбициях, ошибках Ройзмана, Уральской республике и грядущих губернаторских выборах – в материале «УралПолит.Ru».

Жил, жив и будет активным

Сегодня журналисты увидели прежнего Росселя: моложавого, полного энергии, готового сутками заботиться о регионе даже задаром. Заявленной же теме пресс-конференции – итогам его работы в верхней палате российского парламента – было посвящено ровно пять предложений, в которых не было сказано ничего конкретного. А потом Россель сразу перешел к воспоминаниям и планам по управлению регионом: «В силу того, что я по природе своей очень активный, я все время думал, чем же мне заняться после такой активной работы, как губернатором Свердловской области. И до сих пор я не могу успокоиться».


И тут же Россель принялся впечатлять. Многие годы тема Уральской республики, которую в свое время он пытался создать, относилась к числу запретных. О ней не то что бы было запрещено вспоминать, но ни один из инициаторов тех событий, включая самого Эдуарда Росселя, комментарии на эту тему не давал, и вообще они просили лишний раз их в таком контексте не упоминать. А тут вдруг экс-губернатор сам о ней вспомнил, да еще в подробностях, о которых раньше не говорил. «Нет, я с ним (Борисом Ельциным – прим. ред.) не согласовывал, да и нельзя это было. А зачем? Конституция, по которой мы тогда жили, – она давала право повысить статус области, и мы сделали все согласно Конституции. Состоялся референдум, жители проголосовали, дальше я подписал указ об освобождении меня от должности главы администрации и начале кампании по выборам губернатора республики. Следом, 10 ноября, пришел указ о снятии меня с работы, а на следующий день – о роспуске облсовета», – ударился в воспоминания Эдуард Россель.


Разговор об Уральской республике вообще получился очень эмоциональным. Такое ощущение, что экс-губернатор давно хотел высказаться на эту тему. И вот пришло время. Рассказывая о предыстории проекта «Уральская республика», Эдуард Россель делился своими впечатлениями о тех временах: «Я считал, что Свердловская область по мощности своей была в СССР пятой, – это вместе с союзными республиками. И нужно было командовать такой областью, управлять ею. А это ведь целое государство, уникальное государство. Мы, может быть, даже единственный в своем роде регион. У нас есть все отрасли промышленности, проектные институты, 200 тысяч юридически оформленных предприятий. И мы были полностью, стопроцентно брошены государством на выживание. У кого я буду спрашивать, как выживать? Мы сами решали все вопросы: как продовольствием население обеспечить, где сырье брать, как трудоустроить, – все сами. Потом, когда писали вторую Конституцию, Ельцин сказал, чтобы там обязательно прописали отдельной строкой, что все субъекты равны. Чтобы в России больше не было уральских республик, сказал он тогда».

Россель в очередной раз пояснил, что хотел создать республику без национального принципа, – это было записано в Конституции. «И без президентства – ею должен был управлять губернатор», – добавил Россель. «В стране вообще должен быть только один президент. А не 16, как это у нас сейчас. Дальше у меня была мысль, после создания республики, когда политическая ситуация созреет, заявить, что я отказываюсь от статуса республики, при условии если будет установлено равенство всех субъектов, чтобы все отказались от этого статуса», – торжественно закончил экс-губернатор.


Позже во время разговора он обозначил, возможно, настоящую причину для реанимации темы Уральской республики – начал вспоминать о проекте «Большой Урал». При этом много рассуждал о том, что до революции наш регион отличался от остальной страны очень развитыми связями между соседями, продолжилась эта традиция и во времена СССР. При этом центр деловой активности и ведущая роль в вопросе всеми и всегда отводилась Свердловской области. Стоит напомнить, что нечто подобное и в том же контексте звучало совсем недавно на другом мероприятии – вечере, посвященном 80-летию субъекта. И тогда представители губернаторов соседних областей в своих речах делали весьма двусмысленные намеки про «объединение девизов».


Россель: на 15 лет опережая Москву

Еще одним острым политическим вопросом стало отношение к новому мэру Екатеринбурга Евгению Ройзману. Свое мнение по поводу его избрания экс-губернатор высказал кратко: «Никаких вопросов нет. Его избрал народ – с ним надо работать. Еще во время моего губернаторства бывало так, что мэрами становились люди, мне неприятные, – работали. Или во время губернаторских кампаний бывало, что собственники каких-то заводов не пускали меня пообщаться с избирателями, против были. Зато потом, после выборов и моей победы, осознавали и со страшной силой меня поддерживали».

Стоит отметить, что как политик со стажем Эдуард Россель многие вещи прямо говорить не может. Но можно догадаться по косвенным деталям: если на другие вопросы экс-губернатор отвечал долго, подробно и с видимым удовольствием, то тут был краток. Кроме того, говоря о «неприятных кандидатах», он словно намеренно проигнорировал напрашивающуюся аналогию с экс-депутатом гордумы Александром Хабаровым, а вместо этого акцентировал внимание на незначительных эпизодах с «разными мэрами».


И разговор плавно перешел на ситуацию в Екатеринбурге в целом, на больную тему – двуглавую систему управления. «Местное управление давно в Европе установлено, обкатано все. Во всем мире мэров избирают. Народ избирает мэра – как представитель народа тот должен исполнять наказы избирателей. И вот тут возникает разрыв: его всенародно избрали. А у него, бедного, нет денег», – рассказывал Россель. Тут, кстати, можно тоже увидеть неприкрытый выпад в адрес Евгения Ройзмана, когда сразу после избрания тот первым делом вынужден был начать выпрашивать у главы региона деньги в бюджет.

Тем временем экс-губернатор продолжал: «Я всегда относился ко всем мэрам одинаково. Поэтому мы разработали нормативы минимальной наполняемости бюджета. Перечень тех расходов. Поскольку если нет денег – так чего выбирать? И мы хотели внедрить это по всей Свердловской области, но прокуратура это опротестовала. А сейчас наш президент говорит нам об этом спустя 15 лет».


Наконец, говоря о местном управлении, напомнил, что в свое время в регионе проводился эксперимент по внедрению поста сити-менеджера, и уже тогда этот вариант показал свою нецелесообразность. «Я категорически против такой схемы», – подытожил Эдуард Россель.

Что касается идеи Ройзмана сделать Екатеринбург городом федерального значения, то эту задумку Эдуард Россель осудил: «Это антиконституционно. В Конституции есть субъекты, у которых есть столицы. И никто под Екатеринбург переписывать Конституцию не будет. Если так дальше пойдет, то следом Нижний Тагил захочет тоже стать отдельным субъектом. А дальше что? Что делать с теми 24 районами, которые есть у нас в области и которые кормят всю область? Молоко, мясо – мы откуда все берем? Этак можно вообще заизолироваться по отдельным княжествам. Ерунда это». В то же время экс-губернатор неожиданно удивил всех похожей идеей: «Екатеринбург должен стать столицей России. Есть много причин за, и ни одной – против!».


Вспоминает о прошлом: 13 миллионов евро за поцелуй

После опасных политических разговоров пришло время для небольшой разрядки. И Эдуард Россель ударился в более приятные воспоминания. О здравоохранении и о том, как он приучал свердловчан в бане мыться: «Когда я в Свердловск приехал, на дачах можно было почему-то сооружать лишь домики сарайного типа, и все. И никаких бань! Хотя, казалось бы, традиции, да и для здоровья полезно. И тогда я у себя на участке сделал вопреки всему. Этот мой поступок даже наверху разбирали. Но я отстоял. А следом все на своих участках стали бани сооружать. Да еще и с садами, бассейнами – моя в итоге оказалась самой плюгавенькой».

Другая история касалась уже одного из сопредседателей штаба регионального ОНФ Ларисы Фечиной. «Я когда в детской онкологии был, ко мне женщина подошла, сказала, что надо онкогематологию сделать. Фечина Лариса Геннадьевна. Я ее спрашиваю: сколько надо? Она мне: 500 тысяч долларов если дадите – мы все сделаем. Я ей: это несерьезно – берите миллион. Так она на меня тогда прыгнула и расцеловала всего. Я никогда этого не забуду, потому что когда начали разбираться детально уже, конкретный проект разрабатывать, эти поцелуи обошлись мне в 13 миллионов евро».


О Куйвашеве и губернаторских амбициях

Эдуард Россель своим бодрым, уверенным видом, долгими сожалениями о прошлом и собственно этой внезапной встречей с журналистами позволил предположить, что все это неспроста и он готов вернуться. В итоге корреспондент «УралПолит.Ru» задал ему вопрос прямо: планирует ли? Ответ экс-губернатора был довольно эмоционален: «Я имею такую привычку, и за это получал и получаю, – журналистам честно отвечать. Я хотел работать губернатором до 80 лет. И у меня были колоссальные планы по развитию Свердловской области. Я знаю, как дальше ее развивать. Область имеет бесконечную перспективу, мы в разы можем увеличить объемы. Но, к сожалению, по каким-то причинам было принято соображение после 75 лет не назначать. Хотя мне это непонятно: губернатор избирается! Губернатору не надо бегать стометровки по несколько километров в день – у губернатора должен быть колоссальный опыт. У меня было правительство высокопрофессиональное, которое можно было взять и разом поставить на всю Россию, ничего не менять», – с болью и возмущением начал Эдуард Россель.


А потом закончил тихо: «Конечно, нет. В одну и ту же воду не ходят два раза. Есть губернатор, и надо отдать должное, нам с ним повезло. Он очень активный, серьезно занимается проблемами. И моя задача ему помогать. Надо отдать ему должное: когда он начал, он первым делом позвонил мне и попросил передать ему все, что я хотел сделать. Я передал: огромную стопку готовых проектов и чертежей. И сейчас мы периодически встречаемся, обсуждаем».

Рассуждая о взаимоотношениях с действующим главой региона, первый свердловский губернатор отметил, что все нынешние проблемы области – от денег: «Я Куйвашева предостерег: чем больше денег – тем сложнее работать. Больше хочется охватить сразу, и натура человеческая такова, что хочется сразу все решить. Взять, к примеру, и дать Екатеринбургу 40 миллиардов, чтобы построить все развязки за 2 года».


Что касается проигрыша заявки Екатеринбурга на проведение выставки «Экспо-2020», то и на это у Росселя нашлась мегаидея: «Я Куйвашеву сразу сказал: вот не получилось с 2020, вот вам Центр тенниса имени Ельцина. Это вам компенсация: семья дала право его так назвать. И потом: выставка – собрались и разъехались. А теннисный центр – он сто лет простоит! Тем более что там все виды спорта будут».

Резюмируя свое выступление, Эдуард Россель повторил то, что любил говорить все пять лет, с момента своей отставки: «Никуда из Свердловской области не уеду. Сколько бог даст – буду здесь жить. Похоронят – и буду миллионы лет в земле этой лежать. Но когда уходил – я вам сразу говорил: без меня вы быстро поймете, кого потеряли».
2014РегиональныеСвердловская область



>>
Лента новостей


ЖЖивая политика



Анонсы и события

"Выбор Народа" в социальных сетях: