CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Статьи о выборах » Сергей Ерощенко раздумал идти на выборы

 
Сергей Ерощенко раздумал идти на выборы[edit] / [/ediitt]]
(11.03.2014)
Удивительное заявление сделал недавно губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. Цитата по информационному агентству IrkutskMedia: «Сергей Ерощенко не намерен покидать Приангарье до истечения срока своих полномочий."Мое нахождение на этой должности абсолютно легитимно. Меня назначил президент, и у меня есть как минимум 5 лет», - сказал губернатор.

"Я пришел сюда не на один день и не на один год... - подчеркнул Сергей Ерощенко.

Как ранее сообщало РИА IrkutskMedia,по мнению некоторых федеральных экспертов, смысла в досрочных выборах губернатора в Иркутской области нет.Сергею Ерощенко лучше доработать до окончания срока полномочий в 2017 году без перевыборов. Иную точку зрения высказали эксперты из Иркутской области. По их мнению, досрочные выборы главы Приангарья возможны в ближайшие два года».

Между тем вскоре после своего назначения главой администрации Приангарья, в интервью «Восточно-Сибирской правде» 20 мая 2013 года Ерощенко говорил: «...Очень хочу выборов. Абсолютно уверенно себя в этом отношении чувствую, потому что, во-первых, для меня ничего неизвестного в этом нет, вы ведь знаете, и при Борисе Александровиче Говорине, и в дальнейшем мы так или иначе в политической жизни участвовали. Я всегда был человеком с активной жизненной позицией и поэтому не вижу никаких трудностей в этом. И я знаю, уверен, что сумею добиться понимания людей, вижу это уже сейчас».

Чем же объяснить столь радикальную смену настроений иркутского губернатора? Для этого необходим краткий экскурс в историю «лихих» 90-х.

В начале «лихого десятилетия» Сергей Ерощенко был простым завлабом в одном из научных институтов иркутского Академгородка — Сибирском энергетическом. Гораздо более известен и влиятелен был старший брат Сергея Николай, ныне покойный — он работал в ФСБ. В середине 90-х братья Ерощенко создают холдинг «Истлэнд», о котором было мало что известно до того, как губернатором Иркутской области в 1997 году стал Борис Говорин.

Нынешний губернатор не случайно в интервью «Восточно-Сибирской правде» вспоминает об одном из своих предшественников — ведь вскоре об «Истлэнде» в иркутских офисах и на кухнях стали говорить шепотом... В те годы братьев Ерощенко в федеральных СМИ называли «руководителями влиятельной финансово-промышленной группы, напрямую связанной с губернатором Иркутской области Говориным».

К концу первого губернаторского срока Говорина под контролем «Истлэнда» оказались и «Востсибуголь», и «Усольехимпром», и Восточно-Сибирское речное пароходство, и множество других ключевых для экономики региона бизнес-структур. А для обеспечения «правильной» информационной политики братья Ерощенко создали медиа-холдинг «Пионер», под крышей которого очутились почти все печатные издания и телеканалы региона, в том числе районные газеты.

Наблюдатели отмечают достаточно жесткие методы, применявшиеся структурами, связываемыми с братьями Ерощенко при обеспечиваемой братьям политической поддержке губернатора. Эти методы работали против более-менее самостоятельных представителей местной элиты и политических оппонентов.Против них возбуждались уголовные дела, а бизнес у них просто отнимали. Так, один из соперников Говорина на губернаторских выборах 1997 года, руководитель компании «Финпром» Анатолий Помигалов был захвачен в Красноярском крае (где работал в администрации Александра Лебедя) отрядом иркутского ОМОНа и вывезен в Иркутск, где год провел в СИЗО областного управления ФСБ. Судом он был затем оправдан, однако бизнеса лишился и уехал из региона.

Широко известна и история с захватом Верхне-Ленского речного пароходства (самого крупного на сегодня бизнес-актива Ерощенко). Отмечается, что боровшегося с «Истлэндом» бывшего гендиректора пароходства Николая Паленного нашли повешенным в собственном гараже.

В подобного рода историях видят и причины «восстания» местных бизнес-элит против Говорина и его фаворитов. Федеральный центр сделал выводы: летом 2005 года Владимир Путин досрочно прекратил полномочия иркутского губернатора.

После этого «Истлэнд» заметно «скукожился», а Сергей Ерощенко (его брат Николай, возглавлявший представительство Приангарья вМоскве, к тому времени умер) переместился во «вторую лигу» региональных бизнесменов.

Однако прошли годы и Ерощенко вновь проявился. В мае 2012 года, несмотря на описанную репутацию предпринимателя, он был Кремлем внезапно назначен губернатором. У этого назначения любопытная предыстория.

В конце июля 2011-го Сергей Ерощенко возглавил Иркутское региональное отделение партии "Правое дело" (тогда ею руководил Михаил Прохоров, бизнес-партнер Ерощенко, и, как утверждается, друг). Вскоре Ерощенко был уже доверенным лицом Прохорова в качестве кандидата на пост президента РФ. В Приангарье уверены, что именно Прохоров и замолвил за владельца «Истлэнда» нужное словечко... Ерощенко в долгу не остался - весной 2013-го в Иркутской области был развернут региональный штаб политического проекта Прохорова — партии «Гражданская платформа». Кампания «ГП» на выборах в Законодательное Собрание Приангарья была самой агрессивной и дорогостоящей, и это вызвало явное недовольство в федеральном штабе «Единой России», ведь иркутские «прохоровцы» могли набрать политические очки только на критике «единороссов», что и делали. Однако Ерощенко удалось «проскользнуть между струй» - лично возглавляя список «ЕР» и одновременно, как говорили, помогая «ГП» финансово и административным ресурсом, он исхитрился убить двух зайцев: и партия власти получила чуть более 40%, что сочли успехом, и «прохоровцы» в региональный парламент прошли, опередив «Справедливую Россию».

После выборов в Законодательное собрание Сергей Ерощенко форсировал масштабную кампанию по пропаганде собственных успехов — его пресс-служба не успевала сообщать, что он то один из «самых стабильных» в России губернаторов, то - «самый открытый» в Сибири, то «самый влиятельный» (пиар-кампания, вероятно, была еще и весьма дорогостоящей — ведь прайс-листы подобных рейтингов известны, но платит, скорее всего, рядовой иркутянин, то есть бюджет). Венцом стала публикация «индекса избираемости» губернаторов, согласно которому «...Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко имеет стопроцентную избираемость.

Как показал опрос, проведенный «Политической экспертной группой» совместно с журналом «Политические технологии», если в регионе будут проводиться выборы, то Сергей Ерощенко победит со стопроцентным результатом. Таких результатов губернатор добился эффективной работой, направленной на развитие региона. Жители Приангарья связывают имя губернатора Сергея Ерощенко с повышением уровня жизни, развитием экономики, нормализацией экологии и многим другим», - сообщали информационные агентства региона.

Все ждали, что вот-вот губернатор поставит перед президентом вопрос о доверии, и, согласно новому закону, выйдет на прямые выборы, которых он еще недавно «очень хотел». Но Ерощенко вдруг заявляет о намерении сидеть в иркутском Сером доме до последнего, иными словами — цепляется в губернаторское кресло. Как же так?

А «ларчик», вероятно, открывается достаточно просто. Видимо, за год пребывания у власти Ерошенко осознал, что ему потребуется несколько лет для того, чтобы использовать свой ресурс власти как следует — зачем же торопиться на выборы?

Первой же поправкой в областной бюджет после своего назначения главой региона Ерощенко... выделил деньги на закупку 6 самолетов АН-148 для принадлежащей ему авиакомпании «Ангара». И после этого больше полугода никаких других поправок в бюджет не вносил. А о таком, звучавшем вроде бы условии, что взамен авиакомпания передает часть своих акций областной администрации, благополучно забыли.

Кроме этой «самолётной» эпопеи Ерощенко успел отметиться еще и тем, что на Байкале была начата межведомственная проверка судов, катающих по знаменитому озеру туристов. Проверяющие давали понять, что работа велась в интересах речного пароходства, по случайности также находящегося в собственности губернатора-назначенца. Пароходство ведь катает по туристов по очень высоким ценам, и конкуренты-частники ему не нужны. Фактически руками государства убирался малый туристический бизнес. Причем убирался «на широкую ногу» - для инспекции маломерных судов закупили несколько скоростных катеров, что бы ни одно прогулочное судно от проверки не ушло. Никто и не ушел: количество перевозчиков сократилось, а цены на перевозки по Байкалу повысились…

Не забыл Сергей Ерощенко, сев в высокое кресло, обезопасить себя и от претензий правоохранителей. Мало кто знает, что подрядчиком строительства Ледового дворца в Иркутске была близкая ему фирма. Пока горожане смеялись над тем, что открытый к 350-летию города на один день дворец вновь закрыли, Следственный комитет приготовился завести уголовное дело: бюджетные деньги были потрачены, а дворца-то нет! Но после назначения Сергея Ерощенко губернатором претензии прекратились – хотя Дворца нет и через год после начала его руководства регионом...

Еще один пример работы: областным бюджетом в Иркутской области выделено 3 миллиарда рублей на то, чтобы изменить крайне неблагополучную ситуацию с детскими садами (их катастрофически не хватает). Соответствующая региональная программа предусматривает строительство новых зданий, а среди друзей губернатора есть бизнесмен Эдуард Мелконян, которому принадлежит фирма «Сибстальстрой». И вот уже главы муниципалитетов ломаются через колено: их заставляют заказывать возведение новых детсадов Мелконяну. Мэры сопротивляются — технологии «Сибстальстроя» предполагает стены из пенопласта, который не соответствует экологическим нормам и при этом стоит дороже, чем кирпич. Но какая уж там экология, если на кону такие деньги, а лоббист настолько серьезен...

Конечно, что на фоне грандиозных многомиллиардных проектов того же Бориса Говорина (раздел крупнейшей энергосистемы Сибири, вмешательство в спор «Илим Палпа» и РУСАЛа и т.д.) происходящее сегодня выглядит мелким «кусочничеством», но ведь привычка — вторая натура, а выше головы не прыгнешь...

И все-таки на губернаторские выборы Сергей Ерощенко не выходит, вероятно, не только из-за всех этих историй: визажисты-политтехнологи за большие деньги могут навести румянец, а наивный избиратель был обманут не раз и не два. Но есть еще одно, в данном случае важнейшее обстоятельство: реальный рейтинг Сергея Ерощенко в крупнейших муниципалитетах Иркутской области достаточно низок.

Самый громкий провал у губернатора случился в Братске. Северную промышленную столицу Приангарья трясет уже несколько лет. В 2010-м её мэром был избран представитель КПРФ Александр Серов. Уже весной 2011-го он был арестован по обвинению в получении взятки, а прямые выборы главы города были отменены. Сергей Ерощенко, став губернатором, почти сразу же заявил, что он — сторонник возвращения прямых выборов. Однако взять под контроль Думу Братска, которая вправе принять нужную поправку в устав города, губернатору так и не удалось. В конце прошлого года он даже сделал своим заместителем экс-мэра Братска Сергея Серебренникова (Серебренников был близок к предшественнику Ерощенко Дмитрию Мезенцеву, однако, будучи кандидатом от «Единой России», проиграл выборы мэра Иркутска кандидату от КПРФ и из политики ушел) и отправил его с особой миссией в Братск. Миссия оказалась невыполнимой — сразу 8 депутатов гордумы сложили свои полномочия и она прекратила свое существование, несмотря на то, что Ерощенко несколько раз специально ездил уговаривать депутатов. В результате прямых выборов мэра в ближайшее время не будет, а выборы нового состава Братской гордумы пройдут по смешанной системе, и местные аналитики не исключают, что победу в них одержит КПРФ (в выборах наверняка будет участвовать и экс-мэр Серов, дело против которого фактически развалилось).

Не принял Ерощенко и Ангарск. Губернатор уже долго воюет с действующим мэром города «единороссом» Владимиром Жуковым, но вся соль в том, что местная оппозиция настроена к кремлевскому назначенцу гораздо жестче, так что и смена власти в городе ничего ему не даст. Соседнее с Ангарском Усолье-Сибирское вообще давно стало городом безработных, и здесь тоже городская власть неподконтрольна Ерощенко.

Что касается областного центра, то с его мэром Виктором Кондрашовым (избранным, между прочим, на прямых выборах населением) губернатор вдрызг разругался еще в свою бытность предпринимателем — из-за распределения земельных участков. За последние два года отношения лучше не стали, Ерощенко не раз выступал публично с резкими нападками на иркутского мэра. Между тем, согласно данным соцопросов, рейтинг Кондрашова в Иркутске выше рейтинга Ерощенко.

Таким образом, иркутского губернатора-назначенца очень даже можно понять. Деньги на выборы собрать — не проблема, вот только как их выиграть, не имея опоры ни в одном из крупных промышленных городов области? Да еще когда региональная бизнес-элита сохраняет недоверие в связи со старой бизнес-репутацией? Нет, лучше уж сидеть ровно до 2017 года, посылая наверх лучезарные отчеты. Вдруг, в администрации президента читают только федеральные СМИ, а в них — рейтинги «стабильности», «открытости» и «влиятельности».

Правда, и расхлёбывать потом — Кремлю.

И вот вопрос: стоит ли частный интерес Ерощенко того, чтобы отдувалась за него федеральная власть?

Между тем у Кремля есть выход из того положения «унтер-офицерской вдовы», в которое её ставит Ерощенко. На одном из недавних совещаний первый замруководителя администрации президента Вячеслав Володин говорил о том, что сегодня для российской власти как никогда важны выборы, при этом необходимы максимальная легитимность выборной кампании и (sic!) обеспечение на них политической конкуренции.

В этом смысле политическая ситуация в Иркутской области для Кремля и «Единой России» вовсе не безнадежна. Если губернаторские выборы в Приангарье были бы объявлены сегодня, то серьезные шансы на успех имел бы, например, «единоросс», бывший заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам и председатель подкомитета по бюджету и бюджетному законодательству Госдумы Виталий Шуба. Сегодня Шуба представляет Приангарье в Совете Федерации. С одной стороны, ни один из иркутских политиков не может похвастаться такими прочными и налаженными связями на федеральном уровне, а с другой — у Шубы высокий авторитет на промышленном севере региона, то есть там, где действующий губернатор проиграл уже всё, что мог.

Еще один серьезный кандидат — Антон Романов, политик, известный в области и популярный среди бюджетников и пенсионеров. Романов – член фракции «ЕР» в Госдуме, но не член партии власти, и мог бы представлять Общероссийский народный фронт. Среди представителей других политических партий, кроме лидера коммунистов Приангарья Сергея Левченко, в выборах могли бы участвовать представляющие в Государственной Думе Иркутскую область Иван Грачев из «Справедливой России» и Андрей Луговой из ЛДПР. Обладающие всероссийской известностью «варяги» вряд ли могут реально претендовать на победу, но уж драйв-то они в кампанию привнесли бы, а грамотный экономист Грачев вполне бы мог впоследствии помочь областной власти, кто бы ни одержал победу. В таких по-настоящему конкурентных выборах мог бы поучаствовать и действующий глава региона Сергей Ерощенко. И кто бы потом осмелился сказать, что новая региональная власть недостаточно легитимна?..

В сущности, только так — в полном соответствии с законом, демократично и даже элегантно — может быть решена для федерального центра «проблема Ерощенко». Другой вариант, когда иркутский губернатор остается в кресле в качестве назначенца, а глухое недовольство бизнес-элит и населения прорывается наружу, скажем, на думских выборах 2016 года и бьет по рейтингу федеральной власти и «Единой России», слишком уж отдает мазохизмом....

Евгений Колычев
2014РегиональныеИркутская область



>>
Лента новостей


ЖЖивая политика



Анонсы и события

"Выбор Народа" в социальных сетях: