CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Статьи о выборах » Кавказ теряет выборы. Почему регионы СКФО отказались от проведения всенародных выборов глав, а Чечня и Ставрополье – нет?

Фото с сайта:
subscribe.ru
Кавказ теряет выборы. Почему регионы СКФО отказались от проведения всенародных выборов глав, а Чечня и Ставрополье – нет?[edit] / [/ediitt]]
(5.05.2014)
Антон Чаблин


Пять регионов Северного Кавказа отказались от права всенародного избрания глав – это Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Северная Осетия. Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что по такому пути не пойдет, поскольку чувствует за собой народную поддержку. Верит в народную поддержку и Рамазан Адбулатипов, но «прямые» выборы готов провести не раньше 2020 года.

Видимо, сейчас взоры всех кавказских глав обращены на Ставрополье, где выборы губернатора пройдут в сентябре. И хотя безальтернативность кандидата от «Единой России» Владимира Владимирова очевидна, внутриэлитные противоречия наметились даже вокруг него.

По воле Путина и Аллаха

Во второе воскресенье сентября в России пройдет Единый день голосования. В этот день состоятся выборы в Мосгордуму и еще 11 региональных заксобраний, также предстоит избрать как минимум 17 губернаторов и четырех мэров региональных столиц – Читы, Благовещенска, Анадыря и Южно-Сахалинска. Кроме того, 14 сентября состоятся досрочные выборы в Госсовет Крыма и законодательное собрание Севастополя, сейчас на полуострове ведется формирование избирательной системы «по российскому образцу».

Однако наиболее основательно подготовились на Северном Кавказе, где власти пяти национальных республик отказались от проведения прямых выборов губернаторов. Такое право дает региональным парламентам федеральный закон, принятый по предложению президента Владимира Путина в апреле 2013 года. Пример подал Дагестан, где в том же месяце Народное собрание решило отказаться от прямых выборов, постановив, что глава республики будет выбираться депутатами регионального заксобрания из числа трех кандидатур, внесенных президентом. В свою очередь, этот шорт-лист в администрации президента сформируют из кандидатов, внесенных партиями, представленными в региональном и федеральном парламентах.

Применительно к Северному Кавказу это четыре крупнейшие партии страны: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», а также «Патриоты России», которые представлены в парламенте Дагестана, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Чечни, и «Правое дело» (Дагестан и Ингушетия).

Напомним, что выборы главы Дагестана должны были состояться осенью 2015 года. В защиту демократических ценностей при голосовании в Народном собрании выступили лишь две фракции – «Патриоты России» и, как ни поразительно, КПРФ. Однако примеру Хизри Шихсаидова оперативно последовали региональные законодатели в Ингушетии, которые отказались от прямых выборов уже спустя три недели после заседания Народного собрания Дагестана. На сей раз в числе несогласных оказалась даже не партия, а всего лишь один депутат – Ахмед Белхороев, представитель «Правого дела».

В ноябре такое же решение принял парламент Северной Осетии, в декабре – Карачаево-Черкесии, а в апреле уже 2014 года – Кабардино-Балкарии (здесь выборы намечались первоначально на сентябрь). Самыми дисциплинированными оказались депутаты в КБР и РСО, принявшие такое решение единогласно.


Что показать Западу

Пока что «оплотом демократии» на юге России остаются Ставропольский край и, как ни странно, Чечня. Рамзан Кадыров неоднократно заявлял, что в его республике прямые выборы нужно оставить. «Я бы предпочел, чтобы главу региона выбирал народ. Я думаю, что в этом варианте есть много плюсов. Легко и просто бывает работать с людьми, зная, что они доверили тебе не только свою судьбу, но и будущее региона. Поэтому я считаю, что в Чеченской Республике народ должен сказать свое слово. Я уверен, если пойду на выборы – за меня проголосуют больше 90% избирателей», – заявил Кадыров сразу после того, как Народное собрание Ингушетии изменило схему избрания главы республики, и эксперты начали обсуждать, что по такому же сценарию пойдет Чечня.

Почему Москва разрешила оставить «прямую» схему именно в Чечне, понятно – политическое поле здесь безальтернативно, а хотя бы внешний лоск демократичности Северному Кавказу не помешает, хотя бы для предъявления мировому сообществу, которое беспрестанно критикующет Россию за отсутствие политических свобод в СКФО.

Острые внутриэлитные противоречия есть в любой республике. Вот пример – Ингушетия. Когда там решался вопрос об изменении схемы избрания главы региона, о своих президентских амбициях заявил Руслан Аушев, все еще имеющий колоссальный авторитет в ингушском обществе. Поэтому понятна и позиция Юнус-Бека Евкурова, который считает, что регионы будут готовы к прямым выборам своих руководителей через 10-20 лет, а пока эта процедура далека от идеалов демократии. «Есть глава государства, которого выбирает народ. Вот он выбран, и у него должна быть прерогатива назначать. Когда речь идет о выборах в регионах — это не демократия. А вот на уровне страны – это признак демократии. Опасность выборов – в разложении общества», – считает Евкуров.

Ни с одним его словом согласиться не могу. Как и значительная часть северокавказского общества, посчитавшая, что у них просто украли право свободно и открыто выбирать себе власть. Вот даже Рамазан Абдулатипов выступает за «прямые» выборы, считая, что население Дагестана уже достаточно граждански зрелое, чтобы самостоятельно избирать власть. Правда, пока с этим, мол, стоит повременить – по логике Абдулатипова, пускай сначала свое слово скажет президент и парламент (а кого они назначат, очевидно), а вот уже следующие выборы, в 2020 году, можно сделать всенародными. Если, конечно, к тому времени снова не изменится конъюнктура…


Наш «паровоз» куда летит?

Сейчас все взоры северокавказских глав обращены на Ставрополье, где официально губернаторская избирательная кампания стартует 16-20 июня. Сейчас здесь полным ходом идут приготовления. Краевой избирком уже утвердил список участков, на которых установят комплексы обработки избирательных бюллетеней. Постановление уже направили в Центральную избирательную комиссию. Всего комплексы смонтируют на 63 участках из 1263, расположенных в крае: в Андроповском районе (6), Георгиевском (3), Ипатовском (8), Кочубеевском (11), Минераловодском (8), Петровском (2), Предгорном (3), Советском (5), Степновском (7), Шпаковском (7).

Впрочем, это всего лишь организационные вопросы, которые так или иначе придется решать в плановом порядке. Но есть и сугубо политическая составляющая предвыборного процесса: врио губернатора Владимир Владимиров сменил трех членов комиссии, которые были назначены его предшественником Валерием Зеренковым. Это начальник государственно-правового управления аппарата правительства Татьяна Чуйкова, заместитель начальника правового управления Марина Прохода и Сергей Трошин, ранее первый заместитель министра финансов края, а в настоящее время – исполнительный директор краевого Фонда обязательного медицинского страхования. Естественно, они подали заявления о сложении полномочий «по собственному желанию».

Правда, логика смены членов комиссии не совсем ясна: эти трое чиновников остались на руководящих должностях и после ухода Зеренкова. Возможно, новому губернатору понадобились люди, стопроцентно лояльные лично ему. Однако и новых членов комиссии назвать таковыми сложно – они представители «старой» элиты. В состав избиркома включены исполнительный директор краевого Совета муниципальных образований Галина Королева, которая ранее была управляющей делами администрации Ставрополя, заведующий отделом правового и кадрового обеспечения аппарата Избирательной комиссии Денис Мигранов и начальник отдела кадрового обеспечения Министерства труда и социальной защиты края Анна Чуменко.


И поменьше любопытных глаз!

Сам Владимир Владимиров поглощен участием во внутрипартийном голосовании (праймериз) «Единой России», от которой он и будет баллотироваться в губернаторы. Всего в праймериз участвуют семь претендентов, но фаворит очевиден. Начиная с 1 апреля Владимиров вместе с другими кандидатами провел 17 встреч в местных отделениях «Единой России» (а всего их 34), и в каждом получил безоговорочную победу при тайном голосовании. А как иначе, если выступления прочих кандидатов сводятся к похвальбе в адрес правительства края и лично губернатора.

Любопытно, что на сайте регионального отделения «Единой России» даже вывешен график проведения праймериз, однако он почему-то не открывается. Ссылка выводит на несуществующий сайт stavropooler.ru. Видимо, чтобы на встречах Владимирова с однопартийцами было поменьше любопытных глаз.

К слову, уже доподлинно известен еще как минимум один кандидат на грядущих выборах губернатора Ставрополья – это депутат Госдумы от КПРФ, первый секретарь крайкома компартии Виктор Гончаров. «Мы будем готовиться, мы будем участвовать в выборной кампании. Мы должны понимать всю меру ответственности, что мы берем за себя. Я эту ответственность понимаю. Наша предвыборная программа уже определена», – уверенно заявил Гончаров в недавнем телеинтервью.

По его словам, сейчас компартия готовит программу-минимум (на три года) и программу-максимум (на десять лет), а также проекты социальных договоров с избирателями, в которых КПРФ обяжется исполнить данные обещания. Правда, Виктор Гончаров также не исключил, что КПРФ может заключить тактический союз со «Справедливой Россией», чтобы выдвинуть на выборах единого кандидата от «левой» оппозиции.


Перст Центризбиркома указующий

Команда губернатора в преддверии выборов активно взялась за развитие информационного поля. Правда, в январе на своей пресс-конференции Владимир Владимиров заверил журналистов, что не будет создавать на Ставрополье новых государственных СМИ. Но переубедить его оказалось легко: сейчас у правительства края нет собственного мощного медиаресурса – а без этого издержки победы на выборах повышаются многократно. В таких условиях Владимиров работать не привык: в ЯНАО, откуда он и прибыл в южные широты, есть целая сеть финансируемых из бюджета округа печатных и электронных медиа (КАВПОЛИТ подробно рассказывал об этом в статье «Пропаганда как основа региональной политики» ).И вот уже на днях на встрече с краевыми блогерами Владимиров заверил их, что на Ставрополье он намерен создать информационное агентство. Правда, формат этого учреждения пока неизвестен: понятно лишь, что оно будет строиться по типу «Ставропольинформ», которое появилось при губернаторе Валерии Гаевском.

Усилия правительства направлены также на развитие телеканала СТВ («Ставропольское телевидение»). Оно было создано десять лет назад по инициативе тогдашнего вице-мэра города Андрея Уткина, а возглавил телеканал близкий к нему депутат городской думы, журналист Олег Петровский. В 2011 году СТВ было передано из муниципального в краевое ведение, его руководителем стал еще один известный телеведущий Андрей Юндин, вскоре, однако, ушедший делать независимый канал «26-й регион». И вот сейчас в директорское кресло главной пропагандистской «телемашины» вернулся Олег Петровский, чему, как считают в журналистском сообществе, опять-таки способствовал именно Андрей Уткин. Близким к последнему человеком является и нынешний политтехнолог губернаторской команды Владимира Владимирова – Артур Хачатурян, который вернулся в Ставрополь из Москвы.

Как видно, мороки с грядущими выборами предостаточно. Добавьте к этому астрономическую сумму в 178 миллионов рублей, которая будет потрачена на подготовку и проведение губернаторских выборов. Неудивительно, что, поглядев на потуги ставропольцев, главы сопредельных республик еще больше укрепятся в своей мысли: демократия – это лишь слово из учебника, но никак не реальная процедура.

Помните прошедшие в конце января досрочные выборы мэра Железноводска? Те самые, на которых столкнулись поддержанная врио губернатора секретарь местного отделения «Единой России» Вера Мельникова и бывший мэр, заместитель директора Департамента развития федеративных отношений и местного самоуправления Минрегиона РФ Анатолий Зубцов. Такого количества политической грязи город, наверное, не видел никогда. Против Зубцова был брошен весь административный ресурс (КАВПОЛИТ писал об этом в статье «Ставрополью грозят Майданом»). Как говорится, ничего личного – просто пошел на выборы не в то время и не в том месте... А ведь он сам мог оказаться на месте Мельниковой, и его конкуренты бессильно бы скрежетали зубами, наблюдая, как губернатор его осеняет доверительной дланью.

Впрочем, Москва уже продемонстрировала, что против такого «силового» сценария ничего не имеет. На днях Центризбирком наградил «избирательных» чиновников Железноводска: председателя городского избиркома Владимира Казахяна – почетной грамотой, а секретарю комиссии Оксане Головинской объявили благодарность. Главное, чтобы результат был, а какой ценой – не важно.
2014РегиональныеФедеральный уровень



>>
Лента новостей


ЖЖивая политика



Анонсы и события

"Выбор Народа" в социальных сетях: