Возможность заблокировать любой сайт, опираясь на все большее количество новых законов, у Роскомнадзора теперь есть. Другое дело, против кого в конечном итоге окажутся направлены эти запретительные меры. Так, заявление замруководителя ведомства насторожило обычных российских пользователей заграничных соцсетей и возмутило Дмитрия Медведева.
«Мы завтра же можем в течение нескольких минут заблокировать Twitter или Facebook в России. Мы не видим в этом больших рисков», - заявил замруководителя Роскомнадзора Максим Ксензов в интервью «Известиям» и подчеркнул возможность «закрытия» любой неугодной социальной сети вообще.
Аудиторию пользователей этих ресурсов обеспокоили слова чиновника. Что же будет дальше? Перспектива лишиться доступа к популярному заграничному сервису Twitter вызвала негодование даже премьер-министра России Дмитрия Медведева. Все, что он по этому поводу думает, он выразил в одном сообщении. «Как активный пользователь социальных сетей считаю, что российское законодательство обязаны соблюдать все - и сами сети, и пользователи. Но отдельным чиновникам, отвечающим за развитие отрасли, надо иногда включать мозги. И не давать интервью, объявляющих о закрытии соцсетей», - написал он в своем аккаунте в Facebook.
«Чиновники у нас большинство времени ходят с включенными мозгами, но иногда выключают. А не надо», - согласился с премьером и председатель Совета Фонда свободы информации, адвокат Иван Павлов, рассуждая вместе с корреспондентом «БалтИнфо» над вполне реальными рычагами, позволяющими Роскомнадзору закрыть любой неугодный интернет-ресурс.
Как считает эксперт, все это проявление, в том числе, попыток ограничить доступ западных стран к нашей аудитории. «Вместо того, чтобы самим внятную политику в этом направлении проводить, пытаются бороться с чужой. Я бы вообще ввел мораторий на законодательные движения в этой сфере, иначе скоро вообще интернет погубят. Начиная от закона о защите детей от пропаганды, антипиратского и заканчивая всеми последними новеллами. Это ведь все равно, что стрелять из пушки по воробьям: обязательно попадешь не только по воробью, но и еще куда-то, иногда в неожиданное место. Пока у нас борются с сетями, а не с пользователями. Но когда у нас начинали защищать детей от вредоносной информации, я уже тогда говорил, что это не про детей, а начало защиты взрослых. Как сказал один известный блогер Носик, мы летим в сторону Северной Кореи и даже без посадки в Китае. Это все говорит о том, что государство у нас, к сожалению, архаично», - сказал Павлов.
По его словам, до недавнего времени власти не видели в интернете никакой силы. А теперь, вместо того, чтобы пользоваться этой силой, направлять в какое-то русло, стали с ней бороться. Такие меры отбросят нашу страну до уровня Северной Кореи. Так, например, немало осложнит существование пользователей в сети свежий закон о блогерах, который начнет действовать в России уже с 1 августа текущего года.
Согласно этому закону, блогеров фактически приравняли к СМИ. Те, чьи интернет-публикации читают более 3 тыс. пользователей в сутки, будут обязаны зарегистрироваться в Роскомнадзоре. То есть популярные СМИ-блогеры не смогут распространять гостайны, использовать нецензурную лексику, а также вообще публиковать запрещенный в РФ контент. Также они будут обязаны проверять правдивость размещаемой ими информации о физических и юридических лицах. Помимо российских ресурсов, которые при необходимости должны будут предоставить информацию о своих блогерах, действие закона распространится и на иностранные интернет-площадки.
Если популярные российские ресурсы выполняют требования Роскомнадзора, то с компаниями американского происхождения - Facebook, Twitter и Google — договориться бывает проблематично. «Такое количество законов, связанных с интернетом... То ли напуганы Киевом, то ли что? То, что блогеров приравняли к СМИ, забавная вещь: прав не дает, но накладывает много обязанностей. Ситуация, когда неожиданно в стране появляется несколько сотен или даже тысяч СМИ... Даже не представляю, как они будут контролировать такое количество? ЖЖ, например, сразу перестал давать истинную цифру своей аудитории - написали «2500+»», - сказал известный блогер Андрей Рябых «Буржуй».
«У меня, как у блогера, несколько площадок, на которых я пишу — Twitter, Facebook и Instagram. Подписчиков у меня полторы тысячи, но что с тем, когда охват аудитории может достигать десятков тысяч человек, что сопоставимо с приличным изданием? Не понятно, как считать аудиторию будут. Механизма расчета количества моих читателей пока нет. Допустим, мама сфотографировала ребенка и котика, получилось няшно, собрало 10 тыс. посетителей. И она сразу СМИ? Или кто-то выложит в сеть фото с ДТП, которое также соберет большое количество посещений. Тоже, наверное, станет СМИ на тот момент, пока у него были эти посещения? Я и так стараюсь всегда объективно писать. Блогер и без того по закону имел право стать СМИ. А уголовно-административное право, связанное с клеветой и прочим, и без этого нового закона распространяется на блогеров. Об этом, кстати, свидетельствуют несколько известных уголовных дел», - подчеркнул он в беседе с корреспондентом «БалтИнфо».
По мнению Ивана Павлова, даже несмотря на возможное закрытие соцсетей и других популярных ресурсов, всегда есть возможность обойти эти препятствия. «Ограничения — это для ленивых. Те, кто хочет воспользоваться свободным интернетом, найдут способ, техническая возможность есть. То есть, даже если «Твиттер» закроют, любой при желании сможет им пользоваться. В Китае ведь люди пользуются «Фейсбуком», хотя он там запрещен. У них своя сеть, там пытаются пресекать такие попытки. Блогеры с 3 посетителями в сутки - не из ленивой части населения, они смогут найти возможность доносить информацию, которую распространяют, так же как и раньше. А ЖЖ и другие сети закроют статистику посещений. Правда в ответ на это могут выпустить еще один закон, который запретит скрывать статистику. Но это все равно, что бороться с прогрессом», - уверен эксперт.
Инга Слажинскайте
2014ФедеральныеФедеральный уровень