Мнения опрошенных «Клубом Регионов» экспертов разошлись с заявлением главы ЦИК Владимира Чурова о высокой конкурентности на региональных выборах 2014г. Политологи убеждены, что реальной конкуренции России практически нет: ее уничтожают, начиная от отсеивания наиболее опасных для действующих руководителей соперников, заканчивая электоральной инженерией на выборах. Эксперты полагают, что, за исключением лишь нескольких кампаний в регионах, можно говорить лишь о формальной конкуренции, поскольку представителей разных партий и политических течений к участию в выборах, хотя и после согласования с властями, все же допускают.
Глава Центризбиркома Владимир Чуров заявил, что выборы 2014г. являются высококонкурентными, поскольку к участию в них допущено целых 63 партии, а кандидатами на различные должности – от главы муниципалитета до депутата и губернатора – зарегистрировано более 111 тыс. человек. Эта цифра, по словам «доброго волшебника», является рекордной.
Отметим, выборы в различные органы власти пройдут практически во всех российских регионах, включая Крым и Севастополь. Единственным субъектом, в котором в этом году не проходит ни одной избирательной кампании, является Ингушетия. Всего в выборах, по оценкам избиркома, в качестве избирателей примут участие порядка 50 млн чел. На агитацию в СМИ кандидаты потратят в целом около 1 млрд руб.
Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты не совсем согласны с утверждением Чурова о повсеместном плюрализме.
Чуров глубоко заблуждается
Дмитрий Нечаев, доктор политических наук, главный редактор газеты «Экономика и жизнь – Черноземье»: «Чуров глубоко заблуждается, заявляя о высоком уровне политической конкуренции. Ему стоило бы съездить в регионы и встретиться с экспертным сообществом. Эксперты в абсолютном большинстве случаев признают выборы неконкурентными. А если и есть в каких-то регионах конкуренция, то она крайне усеченная. Эти выборы проводятся либо в интересах действующих губернаторов, либо ставленников федерального центра. Так, например, обстоит дело с членом КПРФ Вадимом Потомским в Орловской области.
Кстати, в Воронежской области, я уверен, все будет происходить в рамках интересов врио губернатора Алексея Гордеева и электоральной инженерии, когда будет достигнут определенный эффект на выборах. Я даже мог вам сказать, что контрольная цифра, на которую по итогам выборов выйдет Гордеев, – это 80% проголосовавших за него.
Причин отсутствия конкуренции на выборах несколько. Первая: на ранней стадии выбили наиболее реальных конкурентов кандидатов реальных возможностей. Второе: сейчас вся система построена на то, чтобы убрать видимость каких-либо выборов и подготовить условия для широкой поддержки кандидатов реальных возможностей».
Выбирать не из чего и некого
Политолог, общественный деятель, председатель «Движения развития» Юрий Крупнов: «Мне кажется, заявление Чурова надо воспринимать в том смысле, что любые выборы, которые состоятся, – это уже большое счастье. 25 лет назад на фоне разговоров об обязательных альтернативных кандидатах, о том, что при советских выборах выбирали чуть ли не одного, что не было выбора, нам была навязана так называемая электоральная демократия.
Но в итоге оказалось, что даже если будет десять кандидатов и если Кремль вдруг решит добавить на выборы перчинки в виде Навального, то, по существу, ни с точки зрения результатов выборов, ни с точки зрения последующей деятельности избранного на посту ничего не меняется. Получается, что в магазинах с колбасой, которой 50 сортов и все они одинаково противны, что в электоральной демократии: выбор есть, а выбрать нечего».
Андрей Зорин, политолог, председатель совета НП «Центр по связям с общественностью «Вятка»: «Заявленная в прошлом году политика, продемонстрированная на примере выборов в Москве, позволяет говорить о конкурентности выборов. Если говорить о технологических аспектах конкуренции, не касаясь ее содержательных аспектов в Кировской области мы также наблюдаем, что на выборах губернатора тоже есть все признаки конкуренции: в них участвуют представители КПРФ, ЛДПР и целых два самовыдвиженца.
На примере выборов прошлого и этого года можно говорить о том, что конкуренция есть. Но конкуренции в прямом понимании, когда все равны, по определению быть не может.
Но если говорить о реальной конкуренции (имеется в виду разница идеологем и ценностей), то ее в России нет. Все кандидаты за все хорошее против всего плохого, с одинаковыми социальными программами».
Суррогат плюрализма
Александр Подопригора, политолог, вице-президент консалтинговой компании «Советник»: «Конечно, это псевдоконкуренция, суррогат конкуренции. Понятно, что политические партии просто-напросто обязаны участвовать во всех выборах, иначе они рискуют своей лицензией. Ну а парламентские партии, насколько мы знаем, получают деньги от государства, что по закону обусловлено активным участием в политической жизни. Другое дело, что партии в большинстве своем не принимают никакого активного участия в кампании и борьбе за голоса избирателей.
Это не политическая борьба, это политическая конкуренция. Это просто внутриэлитный межклановый торг за мандаты, за участие в распределении ресурсов. А «Единая Россия» в этом плане превратилась в политическую ширму для этого политического торга.
На губернаторских выборах ситуация обстоит в целом так же. Там помимо кандидата «Единой России» Бориса Дубровского выдвинуты представители КПРФ и ЛДПР и один самовыдвиженец, который тоже ничего не представляет из себя как политическая фигура. А интригу выборам придает только напряженная ситуация и истерическая обстановка, которую создают СМИ, заявляя, что отечество в опасности, и призывая всех сплотиться вокруг действующей власти. А обыватель склонен вестись на такие запугивания. И, конечно, избирателям нет никакого резона не ходить на выборы или голосовать против партии власти. Я думаю, в регионе обеспечат и явку, и Дубровский победит с очень большим отрывом».
Надежда не потеряна
Евгений Минченко, политолог, директор Международного института политической экспертизы: «Что касается конкурентности, то выборы в самом большом субъекте Федерации [в Мосгордуму], на мой взгляд, неконкурентны в силу, во-первых, изменения закона о выборах и перехода к одномандатным округам. Во-вторых, в связи с нарезкой округов под конкретных представителей власти. В-третьих, это сокращение количества депутатов, которые работают на освобожденной основе. В-четвертых, это наихудшая норма жителей, которых представляет один депутат.
С другой стороны, я думаю, что можно говорить о нескольких заметных конкурентных кампаниях. В первую очередь я бы выделил Красноярский край, я бы даже не исключил вероятность второго тура на выборах губернатора. Интересный эксперимент проходит в Оренбургской области, где не представлена ни одна из парламентских политических партий, и там будет интересно понаблюдать за результатом, который в их отсутствие получат кандидаты от непарламентских партий. Интересная, на мой взгляд, кампания в Мурманской области, где зарегистрирован эсер Александр Макаревич, который позиционировал себя как главный оппонент Марины Ковтун. Интересная кампания может быть в Астраханской области. Еще я добавил бы Республику Алтай. Там может быть не то что конкурентная кампания, но неожиданно низкий результат действующего руководителя. Ну и не совсем прилично выглядит ситуация в Удмуртии, где вообще всего два кандидата на пост главы региона».
2014РегиональныеФедеральный уровень