CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Статьи о выборах » Победа нокдауном. Как после 14 сентября изменится политический ландшафт Северного Кавказа

 
Победа нокдауном. Как после 14 сентября изменится политический ландшафт Северного Кавказа[edit] / [/ediitt]]
(17.09.2014)
Антон Чаблин
политолог, журналист



После выборов депутатов в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии нашлись поводы для гордости для всех парламентских партий: в КЧР «Справедливая Россия» и ЛДПР, а в КБР – компартия вдвое улучшили свои прежние результаты. А вот во Владикавказе, напротив, всех «тяжеловесов» растолкали локтями «Патриоты России», в итоге получившие почти четверть голосов.

Но все это – не более чем игры нанайских мальчиков в песочнице. Ведь все партии, по сути, на одно лицо, остро не критикуют ни друг друга, ни власть. А вот настоящая оппозиция на выборах по-прежнему задвинута далеко на задворки.

Владикавказская аномалия

Вчера в московском Центре международной торговли прошел медиафорум «Регионы России», организованный информагентством «Regnum». На него собрались лидеры всех четырех парламентских партий (включая премьер-министра Дмитрия Медведева), десятка мелких и самые известные политологи и социологи страны. Журналистское сообщество представляли почти три сотни человек со всей страны, включая Крым.

Все парламентарии оказались довольны результатами выборов на Северном Кавказе, где избирались парламенты в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Владикавказе.

Например, пятипроцентный порог в Карачаево-Черкесии удалось преодолеть партии «Зеленых», которые проведут в парламент одного своего представителя. Фактически, это означает, что на федеральном политическом поле появился новый игрок: имея даже одного депутата в региональном парламенте, «Зеленые» освобождаются от сбора подписей на грядущих выборах в Госдуму в 2016 году.

Секретарь Генсовета «Единой России» Сергей Неверов успех парламентской оппозиции оценил сдержанно: мол, раз уж непарламентская оппозиция на Кавказе голосов не набрала, значит, здесь адекватно воспринимают вектор движения федеральных властей.

Самой непростой была ситуация во Владикавказе, где политический ландшафт преобразился полностью. И в первую очередь за счет появления партии «Патриоты России», которая получила почти 23% голосов, потеснив даже четыре парламентские партии (скажем, у «Единой России» результат ухудшился на 10%, а ЛДПР потеряла почта 7%).

С жесткой критикой результатов выборов во Владикавказе выступил председатель КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КОММУНИСТЫ РОССИИ Максим Сурайкин.

«Это вообще беспредел! На всех повально участках не выдают массово протоколы. А там, где выдают, не считая прямо урны, сваливают бюллетени, а протокол уже написан. Либо берите, либо мы вас с милицией выведем, и уголовное дело будет, … там в мешках еще не один процент наших голосов остался», – заявил Сурайкин.

Он напомнил, что на одном из округов во Владикавказе досрочное голосование составило 19% (один из самых высоких показателей в стране), а в целом по городу – почти 10%.

​Раз непарламентская оппозиция на Кавказе голосов не набрала, значит, здесь адекватно воспринимают вектор движения федеральных властей?

Крым: чужеродный или родной?

Любопытно, что об итогах выборов в Ставропольском крае ни федеральные политики, ни эксперты на форуме ни полсловом не вспомнили: они полностью укладывались в федеральный тренд, появившийся после присоединения Крыма.

О «крымском консенсусе» вспоминали многие, а суть его сводится к простому: ругать власть стало немодно, это воспринимается едва ли не предательством, зато нужно ругать Запад и выискивать «внутренних врагов».

Кто-то из выступавших даже предложил лишить бюджетного финансирования партию «Яблоко» (она получает средства из бюджета как прошедшая на парламентских выборах в 2011 году 5%-ный барьер), критикующую Кремль за позицию по Крыму и Донбассу.

На фоне тотальной поддержки населением курса президента сумели победить все действующие губернаторы – во всех 30 регионах даже не будет второго тура, несмотря на то, что, скажем, в Астраханской и Мурманской областях справороссы Олег Шеин и Макаревич стращали глав регионов своим кредитом народного доверия (но в итоге Шеин получил 17% голосов, а Макаревич – менее 11%). Значит, сами оппозиционные партии просто не способны адекватно оценить свои возможности.

Да еще и подросла новая смена. Ведь теперь в число игроков с «федеральной лицензией» (то есть освобожденных от сбора подписей на выборах в Госдуму в 2016 году) вошли «Зеленые» и «Гражданская сила», которые провели своих кандидатов в региональные заксобрания.

Нахваливались результатами выборов и другие партийцы: например, председатель контрольно-ревизионной комиссии «Патриотов России» Евгений Шевченко напомнил, что уже сейчас они имеют 80 муниципальных депутатов и по факту могут считаться парламентской партией.

Партия «Родина» также сумела создать свою фракцию в Мосгордуме (благодаря успеху по одномандатным округам), а вот ее проигрыш в Севастополе и Крыму показался весьма необычным.

Вообще, об уровне манипуляций на полуострове все выступавшие говорили, повышая тон. Скажем, Геннадий Зюганов считает, что здесь в принципе было преждевременно проводить полноценные выборы, поскольку в обществе еще не сформировался полноценный консенсус, и российские партийные бренды воспринимаются чужеродно.



Голосовать будем в марте или в октябре?

Большая дискуссия развернулась вокруг того, когда именно стоит проводить Единый день голосования. Зюганов, Миронов и Жириновский предложили перенести его на март. Главный коммунист напомнил, что именно тогда выборы проводились в СССР: за лето новый депутат имел возможность изучить производительные силы региона.

Все политики считают, что сентябрьское голосование отличается именно низкой явкой: летом люди в аграрных регионах заняты жатвой, учителя (а в УИКах много педагогов) и родители – подготовкой к школе...

На это секретарь Генсовета «Единой России» Сергей Неверов парировал: с 2006 года, когда в стране начали проводить Единый день голосования, именно 14 сентября явка оказалась самой высокой – 46,4% только по губернаторским выборам (для сравнения: в марте 2006 года она была на уровне 38,7%, в марте 2010 года – 42,7%).

При этом, уверен Сергей Неверов, проводить выборы в марте неудобно, поскольку новому депутатскому созыву придется работать с уже принятым бюджетом и сходу вносить в него изменения.

Правда, Владимир Жириновский напомнил единороссу, что, скажем, в США выборы проводятся в начале ноября, может, и в России стоит сдвинуть ее позже на осень.

Проводить кампании ежегодно Жириновский также считает нецелесообразным (снова ссылаясь на опыт столь ненавистных либерал-демократам США): нужно чередовать кампанию в Госдуме, президента и региональных глав заксобраний.

По мнению Жириновского, ни в одной цивилизованной стране мира крупные выборы не проводятся в сентябре. В полемику с ним вступил лидер партии «Зеленые» Анатолий Панфилов, напомнив, что именно 14 сентября в Швеции избирали новый парламент.

На сетования политиков о низкой явке один из подкованных журналистов зачитал им подготовленную справку: в Великобритании на муниципальных выборах в 2012 году средняя явка по стране составила 12%, в Лондоне – 31%, на выборах в Нью-Йорке в прошлом году – 24%, в Калифорнии – 20%, в печально известном Фергюсоне (штат Миссури) – 12%.

Так чего жаловаться, что в Москве к урнам пришли лишь 21% избирателей, а в Иркутске – 19%. Это общемировой тренд. Ну а главное, дискуссия о сроках проведения Единого дня голосования пока остается открытой. Хотя наверняка, в будущем марте его не будет.

Кому выгодна «меркушизация» выборов?

Много говорили на форуме о новой норме, что кандидаты обязаны представлять в избиркомы сведения о судимости.

Сергей Неверов зачитал справку Центризбиркома: всего на нынешней кампании нашлось 328 кандидатов, скрывших факт судимости, из которых 101 был самовыдвиженцем, а 255 представляли 27 партий: в порядке убывания это «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина», «Коммунисты России», «Патриоты России» и, наконец, «Единая Россия» (у партии власти всего 20 проштрафившихся кандидатов).

Причем налицо пробел в законодательстве: если кандидат факт судимости скрыл, то самой партии выяснить это практически нереально (а это является поводом для снятия с гонки). Партийцы направляют соответствующие запросы в ФСБ, но обрабатываются они до месяца, то есть именно столько, сколько длится период выдвижения. И когда приходит ответ, кандидат уже числится зарегистрированным, а если его снимают уже потом, это болезненно ударяет по имиджу партии.

Налицо пробел в законодательстве: если кандидат факт судимости скрыл, то самой партии выяснить это практически нереально

Так ведь еще и власть всеми доступными способами расставляет «рогатки», дабы не допустить реальную оппозицию. Только в нынешнем году федеральный закон «О выборах» правили десять раз, плюс к тому влезают в него и местные чиновники.

Скажем, на выборах в Курской области в избирком кандидат обязан предоставить в избирком не только подтверждение центрального исполкома партии о том, что она согласна с его выдвижением, но и собственный запрос. А ведь это внутрипартийная переписка, которую, по Конституции, власть контролировать не вправе!

Говорили много о Брянской области. Чтобы претендовать на 30 депутатских кресел в гордуме областной столицы, нужно было сформировать партийный список из 110 фамилий, что для многих непарламентских партий оказалось нереальным.

Про «муниципальный фильтр» особо уже и не рассуждали, поскольку его критика стала уже общим местом: например, кажем, получивший федеральную известность правозащитник и депутат областного заксобрания Лев Шлосберг в Псковской области («Яблоко») не был зарегистрирован кандидатом только потому, что недобрал 8 депутатских подписей.

Еще один повод для критики — это досрочное голосование, которое в нынешнем году и впрямь зашкаливало: например, если в Москве оно составило лишь порядка 0,3%, в Татарстане – 12%, в Тыве, Коми, Санкт-Петербурге, Самарской и Брянской областях – до 10%. Геннадий Зюганов назвал такую ситуацию «полной дискредитацией выборов».

Руководитель фонда «Петербургская политика» Дмитрий Виноградов считает, что губернаторы, чересчур рьяно демонстрировавшие Кремлю свою лояльность (например, Николай Меркушкин в Самарской области, которого на форуме взахлеб критиковали все) могут в итоге за это и поплатиться.

Слабы позиции у Александра Бердникова в Республике Алтай, едва перевалившего за 50%, и Андрея Шевелева в Тверской области (в городе Кимры КПРФ обставила «Единую Россию» на выборах и главы, и горсовета.
2014РегиональныеФедеральный уровень



>>
Лента новостей


ЖЖивая политика



Анонсы и события

"Выбор Народа" в социальных сетях: