CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Статьи о выборах » Донские предвыборные хроники. Часть 3. Прогнозы и интриги

 
Донские предвыборные хроники. Часть 3. Прогнозы и интриги[edit] / [/ediitt]]
(18.06.2015)
Кандидаты на пост губернатора Ростовской области идут на выборы с разными целями. Главная задача нынешнего главы региона Василия Голубева – победить чисто, без скандалов и обвинений в подтасовках. Кандидаты от оппозиции участвуют в гонке с прицелом на думскую кампанию-2016 и муниципальные выборы, к такому мнению пришли эксперты на круглом столе, состоявшемся накануне в медиацентре «МедиаС». Впрочем, скандалов вряд ли удастся избежать – в этом суть стратегии оппозиции и один из предметов политического торга. «ФедералПресс.Юг» продолжает рассказывать о предвыборной губернаторской кампании в Ростовской области в специальном проекте.

«Нет депутатов – нет кандидатов»

Три кандидата на выборы донского главы практически известны уже сейчас: это врио губернатора Василий Голубев (праймериз «Единой России» еще не завершены, но сомнений здесь нет, уверены эксперты) и два депутата Госдумы – Михаил Емельянов из «Справедливой России» и Николай Коломейцев из КПРФ. При этом могут появиться и еще несколько кандидатов, сходятся во мнении наблюдатели. Самый очевидный вариант – координатор ростовского регионального отделения ЛДПР Иван Новиков. Еще пара человек могут появиться «из ниоткуда». Главный вопрос: пройдут ли они муниципальный фильтр. Некоторые кандидаты уже начали первые попытки.

«Муниципальный фильтр в Ростовской области самый низкий – 5 %. Несмотря на это, Николай Коломейцев еще несколько месяцев назад начал рассылать письма депутатам с просьбой поддержать его, – рассказал глава фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов. – Это значит, у КПРФ своих депутатов не хватает, будут просить людей о помощи. В этом и заключается особенность этих выборов – раньше кандидаты апеллировали только к избирателям, а теперь надо и к депутатам. За очень много денег подписи людей можно собрать. А вот подписи депутатов – затруднительно».

Самое нелицеприятное, что может произойти в области, – это если кандидатам от оппозиции не хватит муниципальных подписей, уверен замдиректора Института философии и социально-политических наук ЮФУ Дмитрий Абросимов. В некоторых регионах в прошлом году доходило до смешного – «единороссы» выдвигали коммунистов. «Возникали вопросы – это в регионе такие коммунисты или депутаты от «ЕР» не соблюдают партийную дисциплину, – вспоминает эксперт. – Или наоборот, соблюдают. И тогда появляется другой вопрос, а существует ли на выборах реальная конкуренция?».

Есть важная законодательная деталь: один депутат может отдать за кандидата только один голос, напоминает замдиректора Южно-Российского института развития парламентаризма Александр Сухарь. Это иногда приводит к казусам. «Год назад на одном форуме в Москве представители оппозиции поднимали эту проблему, – говорит Сухарь. – Скажем, представителю партии власти достаточно для прохождения фильтра, условно, 100 голосов. Но набирает он, предположим, 700, и эти голоса выходят из оборота, остальным кандидатам почти ничего не остается».

По мнению экспертов, кандидаты от парламентских оппозиционных партий все же пройдут муниципальный фильтр: соответствующая команда, вероятно, поступит от регионального руководства. В партии власти не заинтересованы в том, чтобы выборы прошли совсем без конкуренции, иначе легитимность победы на них может быть поставлена под сомнение. «Похожая ситуация была с Навальным на выборах московского мэра, – говорит политтехнолог, политэксперт Юрий Гиренко. – Сам бы он никогда в жизни не собрал нужного числа подписей. Но Собянину для легитимации его победы нужен был сильный конкурент. Если бы Навальному не дали возможность поучаствовать, оппозиция бы стенала: «Мы могли победить!». А так, дали шанс поучаствовать – и проиграть».

Требования к кандидатам от «партии власти» изменились, победить «за явным преимуществом» теперь никто не требует. Логика такова: если работаешь эффективно, то зачем фальсификации? А если допустил нарушения, значит, не способен управлять территорией. Но при этом эксперты отмечают любопытную деталь: несмотря на установки центра сохранить видимость демократических процедур, местные элиты «перенастроиться» еще не успели. «Каким вопросом все задавались в последнее время? Почему Путин не встретился с Голубевым? То есть у нас демократические выборы, надо идти к депутатам, подписи собирать... А ощущение у элит прежнее – Путин встретился, дал добро, значит вот – новый губернатор. Это не есть хорошо, конечно», – говорит Александр Сухарь.

Сложившаяся технология действительно была нарушена, признает пиар-эксперт Грант Карташян. По логике вещей, именно встреча президента и кандидата на должность главы должна была символизировать начало избирательной кампании. Так или иначе, складывающая практика показывает, что оппозиционные партии вынуждены «спускаться вниз», на муниципальный уровень, даже если не планировали раньше этого делать. Собственно, в этом отчасти и заключалась логика внедрения «муниципального фильтра». Отсутствие лояльных муниципалов сильно ограничивает способности партий вести самостоятельную политику, не договариваясь с центром. Нет депутатов – нет кандидатов в губернаторы: таков новый принцип современной региональной политической системы.

Незначительные интриги

Федеральные установки на «демократичность выборов» сильно повлияют на конфигурацию кампании, считают эксперты. «Я вижу здесь три принципиальных момента. Первый: удастся ли команде Голубева не допустить фальсификаций и соблюсти принципы прозрачности, честности. Здесь может быть что угодно. Боюсь, может начаться соцсоревнование между главами районов, «кто больше любит Голубева», – говорит Дмитрий Абросимов. – Второй момент: явка избирателей, повлиять на нее сложно. Иногда выходит смешно, вроде губернатор набирает 70 %, а проголосовать пришло всего 30 % населения. И вопрос тогда: а что остальные делают? Они не поддерживают или не хотят в выборах участвовать? И третий момент: удастся ли оппозиционным кандидатам реально что-то противопоставить губернатору, хотя бы программные заявления».

Непредсказуемости кампании добавит то, что параллельно с главой региона люди выберут в ряде муниципалитетов представительные органы. А в их результатах напрямую заинтересованы местные главы исполнительной власти. «Губернатор можно, условно, сказать: «Так, любить меня не больше, чем на 30 % явки и 60 % результата». Для этого, кстати, не нужен админресурс. Но появляются, например, депутаты городской думы, которым и явка нужна выше, и процент больше. А ведь не может быть явка по губернаторским выборам 30 %, а по муниципальным – 40 %», – комментирует ситуацию Сергей Смирнов.

Аналитики сходятся во мнении, что интриги в том, кто победит, нет. Но есть в том, как победит и кто займет второе место. По мнению политологов, именно тот, кто придет к финишу вслед за Василием Голубевым, сможет потом долгое время именоваться «главным оппозиционером Ростовской области». И получит, соответственно, прибавку на думских выборах-2016 в несколько процентов. Обращают эксперты внимание и на еще одну деталь: то, что Голубев должен выиграть выборы «чисто», дает оппозиции некоторые шансы на политический торг. Стратегия давно опробована: каждый шаг власти сопровождать жалобами и заявлениями о нарушениях. Это создаст негативный информационный фон кампании.

«После этого я бы кулуарно предложил представителям власти: «Мы перестаем писать жалобы, если вы пропустите наших кандидатов там-то и там-то. Думаю, попытки выкручивать руки подобным образом наверняка будут», – считает Сергей Смирнов. «Скорее всего, начинаться все будет ровненько. Но по мере приближения ко дню выборов риторика ужесточится – это стиль коммунистов, – добавляет Юрий Гиренко. – Что касается эсеров, то многое зависит от того, какое отношение к ним будет проявлено. Стиль того же Михаила Емельянова, в отличие от коммуниста Коломейцева, – выступать аккуратно, без пережимов. Его цель – подтянуть под себя умеренно недовольных».

На чем будут концентрироваться выступления оппозиции? Скорее всего, набор у всех останется традиционным – ЖКХ, инвестиции, повышение качества жизни. Одни и те же цифры и достижения можно интерпретировать по-разному, и это тоже отработанная технология. «Никто не станет ничего выдумывать. Оппозиционные кандидаты будут брать реальные дела и говорить, что сделали б лучше. Слишком мало стадионов. Всего лишь один международный аэропорт, который надо было сдать еще несколько лет назад. И так далее», – иронизирует Сергей Смирнов. Между собой оппозиционеры конкурировать не будут, это неправильно воспримут избиратели: ты либо с властью, либо против нее, сходятся во мнении эксперты. В итоге главная цель оппозиции – не победа в борьбе за губернаторское кресло (это невозможно), а максимальный пиар своих партий на муниципальных выборах и в преддверии кампании 2016 года.

Прогнозы политологов относительно результатов похожи: 60 % отдают Голубеву и по 15 % (плюс-минус два-три пункта) – у Коломейцева и Емельянова. Это расклад на текущий месяц, ближе ко дню голосования цифры могут слегка измениться.
2015РегиональныеРостовская область



>>
Лента новостей


ЖЖивая политика



Анонсы и события

"Выбор Народа" в социальных сетях: