CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Статьи о выборах » Двумя колоннами. Первый анализ нового похода российской оппозиции во власть.

Фото с сайта:
УРА.ру
Двумя колоннами. Первый анализ нового похода российской оппозиции во власть.[edit] / [/ediitt]]
(7.07.2015)
Корреспондент Znak.сom побывала в Калуге и в Обнинске, где начался сбор подписей за списки демократов для регистрации их на выборах в областное Заксобрание. В Калужской области выдвигаются сразу две партии, позиционирующие себя как оппозиционные: ПАРНАС и «Гражданская инициатива». Пока темпы сбора подписей выглядят оптимистично, но и те, и другие опасаются провокаций от власти, а также уже есть случай «кандидата-перебежчика».

От Москвы до Калуги можно доехать на электричке всего за три часа, на машине - за два, до наукограда Обнинска – и вовсе за полтора. В ближайшие месяцы именно тут будет происходить крайне драматическая и эмоциональная предвыборная кампания – на выборы в региональное Заксобрание идут сразу две партии, позиционирующие себя как игроки на демократическом фланге. Партии ПАРНАС, идущей в альянсе с Алексеем Навальным, его незарегистрированной Партией Прогресса, еще одной незарегистрированной партией «5 декабря» и с зарегистрированной партией «Демократический выбор», предстоит померяться силами не только с региональной властью, но и с «Гражданской инициативой» экс-министра экономики Андрея Нечаева, в федеральное руководство которой вошли их недавние союзники – депутат Госдумы Дмитрий Гудков, его отец, политик Геннадий Гудков, политик Владимир Рыжков и московский муниципальный депутат Максим Кац (Znak.com подробно рассказывал о причинах и последствиях конфликта).

ПАРНАС по действующему законодательству может претендовать на участие в выборах в Госдуму 2016 года без сбора подписей, так как у партии есть один мандат в Законодательном собрании Ярославской области, выигранный в 2013 году списком партии во главе с покойным Борисом Немцовым, нынешние выборы им нужны для подстраховки – власть может в любой момент увеличить необходимое количество фракций в региональных Заксобраниях, освобождающее от этого сбора. ГИ же хотя бы мандат нужен ради этой самой пресловутой «лицензии» на думские выборы. При этом для участия в выборах в Заксобрание Калужской области и тем, и другим надо собрать около 4500 тысяч подписей избирателей среди жителей региона. Корреспондент Znak.com приехала в Калужскую область в первые дни, когда и у тех, и у других этот сбор подписей стартовал.

Стоит отдельно отметить еще несколько аспектов предстоящих выборов. Во-первых, даже в случае успешной регистрации шансы демократов неочевидны: Калужская область – один из самых успешных регионов в центральной России, так как губернатору Анатолию Артамонову удается вполне успешно привлекать в регион инвесторов и даже создавать целые кластеры технопарков (из-за одного из них, впрочем, на границе Калужской и Московской областей на трассе образовались постоянные пробки). Поэтому протестный потенциал региона, на первый взгляд, кажется пока не очень большим – однако можно рассчитывать и на то, что уверенный в своих силах и рейтингах правящей партии губернатор воздержится от совсем уж некрасивых выходок в противодействии оппозиционным кампаниям на выборах.

При регистрации списков случилась еще одна печальная история. В ходе праймериз демократической коалиции, выдвигающей свой список под брендом ПАРНАС, лидер регионального отделения этой партии, депутат гордумы Обнинска, известная в регионе правозащитница Татьяна Котляр уступила чуть более десятка голосов одному из основателей проекта «Диссернет» Андрею Заякину. Однако на собрании регионального отделения список во главе с Заякиным не получил большинства голосов, в отличие от списка во главе с Котляр и с Заякиным на втором месте. ПАРНАС отозвал Котляр из списка вовсе, и в дни, когда корреспондент Znak.com была в Калужской области, Котляр вышла из партии ПАРНАС и теперь выдвигается как одномандатник по списку «Гражданской инициативы».

ПАРНАС: энтузиазм и опасения

- Мы стараемся вообще не обсуждать между собой политику, только кампанию и кандидатов, - рассказывает мне Сергей, член Партии Прогресса. - Вот у них, например, противоположная нам позиция по мигрантам, - тут он показывает мне на худощавого молодого человека рядом с собой, сосредоточенно уставившегося в компьютер. - Но ничего, живем в одной квартире.

Молодого человека зовут Федор, он – из партии «5 декабря». Как и Сергей, он активно пришел в политику на волне протестов 2011-2012 годов. Митинги против фальсификации выборов – мэрская кампания Навального – Калуга. Так выглядит послужной список большинства членов калужского и обнинского штабов ПАРНАСа, однако при таких похожи политических биографиях многие придерживаются самых разных взглядов на отдельные аспекты социальной и экономической жизни страны.

- Я вообще жил два года в Черногории, но, когда встал вопрос о том, чтобы остаться навсегда, подумал, что Россия – моя страна и я хочу менять жизнь тут, - рассказывает мне Сергей.

Штабы тут укомплектованы действительно самыми разными людьми из разных партий и общественных движений. Красивая хрупкая блондинка Тоня решила провести лето между Калугой и Москвой, возглавив штаб Заякина (он выдвигается не только по списку партии, но и по одномандатному округу). Тоня постоянно считает сборщиков и снова и снова повторяет сама для себя все необходимые шаги первого этапа кампании: открыть счет, заверить подписные листы, проверить сборщиков, выйти собирать подписи вместе с кандидатом, а заодно трогательно рассказывает мне, что Заякин учится на ходу общаться с электоратом. Он сам – ученый-физик, поэтому упрощать свои тезисы для молодежи ему только предстоит научиться, а вот старшее поколение, по словам Тони, обожает слушать его по радио «Эхо Москвы», которое вещает и в Калуге.

- Ничего, все научатся. Наш Леша (так между собой члены штаба называют Навального) за свою кампанию мэрскую сильно вырос: последние встречи проводил, уже как настоящая звезда политическая, - философски рассуждает Сергей.

Члены штаба постоянно перезваниваются со знакомыми из других регионов, не уставая повторять, какие они тоже молодцы, и уточнять не только собственные вопросы, но и интересоваться их проблемами. Это и хорошо, и плохо: спустя полчаса в этом штабе я сама начинаю переживать за сбор подписей в городе Бердске Новосибирской области, однако эти лишние переживания несколько отвлекают от главной цели этого дня – Калужского региона.

Трогательную любовь к «своим» кандидатам во всех без исключения регионах члены штаба совмещают с умеренным сарказмом по поводу собственных лидеров. Симпатизирующие Навальному недоверчиво хмыкают, рассуждая о лидере «Демократического выбора» Владимире Милове, сторонники Милова с известной долей скептицизма оценивают шансы на наличие харизмы лидера у Михаила Касьянова и так далее, но этот скептицизм только сплачивает штаб.

Дарья, курирующая Обнинск, все последние часы перепроверяет, достаточно ли сборщиков выйдет сегодня на тестовый сбор, и подсчитывает, хватит ли сборщиков в случае, если возникнут какие-то неожиданные заминки (надо отметить, они происходят ежечасно – калужский «Сбербанк», к примеру, не умеет оперативно открывать избирательные счета, чем сорвал начало сбора подписей ПАРНАСа на двое суток, за подписным листом надо ехать из Обнинска в Калугу, что занимает полдня, и так далее). Она поясняет мне, что на крайний случай у ПАРНАСа есть «План Б»: вывести более ста сборщиков на короткий срок и обойти пешком все без исключения дома в Обнинске, Калуге и Малоярославце, чтобы собрать подписи даже в самые минимальные сроки. Главное – внимательно проверить всех сборщиков. Так, к примеру, на работу не рискнули брать странную группу молодых людей, пришедших с паспортами 2010 года выдачи, однако выглядящих так, будто бы не использовались владельцами ни одного раза. Штаб верит, что шансы победить есть, но ждет провокаций от власти в любой момент.

Неожиданно на пороге возникает седовласая женщина с короткой стрижкой и с тканевой сумкой-авоськой.

- Я вам тут бумажки принесла, проштамповать надо, - сухо говорит она.

Это – Татьяна Котляр, она принесла заявление о выходе из партии ПАРНАС. На нем надо поставить печать в Калуге.

Мы с Котляр выходим из штаба, чтобы поговорить.

- Никаких соглашений письменных по праймериз я не подписывала. Я сразу сказала сперва партии, что участвовать в них не буду, мне к кампании готовиться надо, - рассказывает Котляр свою версию событий. - Партия мне сказала «Татьяна Михайловна, Вы все равно будете первой», тогда я согласилась, но праймериз не занималась. В итоге заняла второе место, но региональное отделение не утвердило список не со мной во главе. Мы ведь думали сперва, то партии важно выиграть выборы, мы и готовились их выигрывать… А партии оказались важнее праймериз, а не потенциальный результат, - излагает Котляр мне свою позицию. Надо отметить, что в ПАРНАС категорически отрицают, что обещали Котляр первое место в списке при любых итогах предварительного голосования, и отмечают, что она не выполнила требование федерального политического совета выдвинуть список строго по его результатам.

Впрочем, самое печальное не это.

- Я думала еще не выходить из партии, а выдвигаться от нее по одномандатному округу. Но я почитала, что про меня пишут сторонники коалиции в соцсетях, и поняла, что партия меня предала и что я не могу выдвигаться от силы, чьи сторонники про меня пишут такие гадости. Есть и другие предложения, например, партия «Родина» на меня выходила, - рассказывает мне Котляр, хотя я на этот момент уже доподлинно знаю, что она полчаса назад дала согласие на выдвижение от «Гражданской инициативы».

Несмотря на все мелкие заминки и эмоциональный накал, сбор подписей все-таки начинается в задуманное время. Часть сборщиков приехала из Москвы, но большая часть нанята из числа местных жителей. Я отправляюсь собирать подписи по квартирам с обнинскими студентами, Мишей и Андреем. Миша и Андрей собирают подписи впервые и периодически звонят в штаб, чтобы еще раз уточнить необходимые юридические тонкости.

Мы начинаем с нескольких кирпичных трехэтажных домов в «Старом городе» - районе Обнинска послевоенной застройки, и уже с первого подъезда я понимаю контраст сбора подписей в Москве (там это занятие было, в общем, делом безнадежным) и в Калужской области.

Первая лестничная клетка, три квартиры. Открывает дверь только одна – видимо, жители остальных еще на работе. Девушка, на пару лет старше меня, услышав призыв поставить подпись за независимую партию, мгновенно отправляется вглубь квартиры за паспортом, даже не интересуясь ее названием. Первая подпись за первые пять минут.

За час мы собираем семь подписей при норме 15 подписей в день со сборщика. Из числа открывших дверь отказался ставить подпись лишь один мужчина, от которого пахнет водкой. Остальные, услышав слова «независимая партия» и «борьба с коррупцией», мгновенно соглашаются, конкретными пунктами программы тут мало интересуются.

После того как ради нас за паспортом в квартиру вернулась через пролет женщина, уже шедшая гулять с четырьмя пуделями, реагировавшими на нас недовольным лаем, я спрашиваю у Миши и Андрея, ожидали ли они, что люди будут так охотно открывать двери незнакомым людям и оставлять подписи с паспортными данными.

Это старая застройка, тут все свои, много пенсионеров. Двери открывать никто не боится – город малокриминальный, - отмечают ребята.

Гражданская инициатива: хипстеры и старые демократы


Штаб «Гражданской инициативы» в Калуге расположен близ драматического театра на одной из центральных площадей. По площади ходит несколько сборщиков – остальные уже ушли на другие оживленные городские точки, в том числе к вокзалу и к МФЦ – обычно люди ходят оформлять документы с паспортом.

- Здравствуйте, мы собираем подписи! – улыбается сборщик очередной проходящей мимо парочке. Те останавливаются безо всякой агрессии, интересуются, за что собирают подписи. Услышав, что надо помочь выдвинуться политической партии, в которой есть новые лица, примерно каждый пятый оставляет подпись. Те, у кого нет с собой паспортов, оставляют мобильные телефоны, предлагая сборщикам потом подъехать к ним домой. В какой-то момент даже образуется очередь – правда, из двух человек. Прохожие в Калуге более критично настроены, чем жители старых кварталов Обнинска: сборщиков расспрашивают про кандидатов, жалуются на пенсии, здравоохранение и ЖКХ, допрашивают, не планируют ли они устроить в Калуге революцию.

Сборщики «Гражданской инициативы» приехали из Москвы с главой штаба партии – Максимом Кацем. Большинство из них работали сборщиками подписей, когда Кац избирался в Мосгордуму в 2014 году, причем тогда он стал единственным кандидатом от либеральной оппозиции, сумевшим собрать необходимое количество подписей и зарегистрироваться на выборах, однако потом проиграл кандидату-единороссу.

- Меня в политику привел мой молодой человек. Он работал волонтером на кампании Навального, мне пришлось идти работать с ним. А потом ему стал нравиться Кац и его проекты, и меня тоже в это получилось втянуть, так я и оказалась здесь, - рассказывает мне Ольга, симпатичная молодая девушка, занимающаяся на кампании работой с соцсетями.

Биографии членов штаба Каца очень похожи на представителей ПАРНАСа: митинг, мэрская, Мосгордума, Калуга, большинство из них восхищается своим нынешним начальником и признает, что им близок путь «нерадикальной» оппозиции – реформ без революции. Так как команда у Каца уже сформировалась больше года назад, то и штаб производит более организованное впечатление: политических лидеров тут обсуждают мало и сосредоточены на единственной тактической задаче текущего момента - сборе подписей.

Не обходится и без курьезов от городской администрации: в какой-то момент в штаб приезжает полиция, так как, по их мнению, ГИ установила в Калуге «незаконную малую архитектурную форму», а именно, выставила на улицу стол и скамейки, на которых удобно заполнять подписные листы и можно усадить пожилых желающих эту подпись оставить.

Наконец, в штабе материализуется сам Кац и мы едем в Обнинск, где ему предстоит собственно официально выдвинуть Котляр от ГИ. Кац отмечает, что состав кандидатов от ГИ на выборы разных уровней в области в итоге получился сильным: кроме одномандатницы Котляр в гордуму Калуги идет экс-мэр города Виталий Черников, а во главе списка стоит Андрей Нечаев.

- Практически все кампании, в которых я участвовал, примерно так и начинались - мол, ничего вы не наберете, – что мои выборы в муниципальные депутаты, что кампания Навального, моя кампания по выборам в Мосгордуму. А потом «внезапно» все набирали, - отмечает Кац по дороге. Он рассуждает о том, что на либеральном фланге необходимо строить настоящую партию с хорошими низовыми отделениями, причем в которых надо делать ставку на союз молодежи, пришедшей на протестной волне 2011-2012 годов и «старых демократов» былой формации, у которых есть необходимый опыт.

У этого штаба есть свои основания опасаться «сюрпризов» от региональных властей: после событий последних суток вместо одного известного личного политического оппонента губернатору Артамонову, Черникова, теперь у партии есть целых два (вторая – Котляр), что дает основания опасаться провокаций.

Идейные представители штаба есть у обеих партий либерального фланга. Очень жаль, что они идут на выборы двумя разными колоннами, но, как мне кажется, по итогам этого дня шанс собрать хотя бы подписи для регистрации есть у обеих.

Спутник, патриотизм и урбанизм

Параллельно с выборами в Калужское заксобрание в области происходит и несколько местных выборов, в частности – выборы в гордуму Обнинска. На них тоже выдвигается определенная оппозиционная сила, впрочем, не имеющая отношения к либералам. По списку одной из партий идут несколько людей, регулярно посещающих собрания «Клуба читателей сайта Спутник и погром» (известнейший националистически-патриотический ресурс), в том числе Наталья Андросенко, супруга известного патриотического публициста Егора Холмогорова.

Наталья и Егор живут в Обнинске, к ним домой уже даже приходили сборщики подписей за ПАРНАС. Дома был только Холмогоров, ставить подпись за либералов он отказался.

Наталья рассказывает мне, как так получилось, что ее выдвинули в депутаты от одной из партий, и я, наконец, встречаю участника выборов, которого волнует исключительно местная повестка.

- Мы живем в «Старом городе». Основная застройка – это двух-пятиэтажки. При этом сам Обнинск – это наукоград, задуманный как город, абсолютно комфортный для жизни. Тут застройка постоянно перемежается с парками, зелеными зонами, практически нет многоэтажек, - рассказывает мне Наталья.

При этом с каменными домами соседствуют деревянные двухэтажные, построенные после войны пленными немцами. В этих домах живет относительно бедная часть населения города, и их жилье в последние годы окончательно обветшало. Проблема заключается в том, что городская власть хочет снести эти дома и построить на их месте 16- и 17-этажные многоквартирные монолитные здания, что изуродует облик города, уничтожит многие зеленые пространства, а стройки привлекут мигрантов, в том числе нелегальных. Наталья рассказывает мне, что Обнинск сравним с европейскими городами, где в основном отказались от многоэтажной застройки, что после непродуманного строительства начнутся проблемы с парковками, да и точечная застройка вызывает у местных жителей аллергию. Наталья написала об этом статью в одну из городских газет в защиту «Старого города», а спустя несколько дней получила предложение идти в депутаты от одной из партий.

С националистами власть тоже борется, по областному телевидению уже показали «фильм-расследование», согласно которому в Обнинске рвутся к власти «фашисты, фанаты Холмогорова, Просвирнина и Достоевского».

Екатерина Винокурова
2015РегиональныеКалужская область



>>
Лента новостей


ЖЖивая политика



Анонсы и события

"Выбор Народа" в социальных сетях: