До выборов губернатора осталось чуть больше полутора месяцев. В связи с этим страсти в политических кругах накаляются, Омск буквально переполнен жаркими новостями, а региональные журналисты то и дело публикуют очередные эпосы о кандидатах. В частности, коммунист Олег Денисенко, несмотря на многочисленные выговоры в свой адрес, продолжает агрессивную предвыборную агитацию, которую можно заметить едва ли не в каждом уголке города. О том, почему омские коммунисты конфликтуют из-за предвыборной кампании, в каком формате пройдут предстоящие выборы и почему о новой тактике КПРФ впервые заговорили на прямых выборах главы Брянской области в 2012 году, читайте в материале «ФедералПресс.Сибирь».
В этом году губернаторские выборы стали финальной политплощадкой, где парламентские и малые партии оттачивают свое мастерство, а именно электоральные идеи и политические технологии. «Большие выборы» репетируют, используя избирательные кампании всех уровней – от губернаторских и региональных парламентов до глав и депутатов даже сельских поселений. К тому же, если сравнивать с другими регионами, то Омская область на этом этапе губернаторских выборов является одним из лидеров по конкурентности.
Внимание общественности приковано к мышиной возне партии КПРФ, депутаты которой опробуют новую формулу успеха при сборе необходимого количества подписей для желаемого результата голосования и, как следствие, достижения необходимых рейтингов. При этом с помощью пиар-кампании лидер красных создает себе имидж борца с коррупцией. Все бы ничего, если бы не одно но…
Все это сильно напоминает выборы главы Брянской области три года назад. Тогда главным оппонентом единоросса Николая Денина выступил «мусорный король» коммунист Вадим Потомский. Его персона обросла многочисленными скандальными слухами, эксперты клеймили его «чертиком из табакерки» и «варягом». Несмотря на то, что чужак уступил своему сопернику в первом же туре, технология работы Потомского в западном регионе страны была признана в ЦК КПРФ чуть ли не образцово-показательной и предложена к обкатке в будущем и на других территориях. Не грех вспомнить здесь и представителя красных Анатолий Локтя, который в апреле прошлого года все-таки получил пост мэра Новосибирска. Похожая ситуация складывается и в Иркутской области, где представитель партии КПРФ Сергей Левченко развернул активную предвыборную кампанию.
Омские коммунисты тоже не остались в стороне. История повторяется, не правда ли? «Варяг» и состоятельный бизнесмен, депутат Госдумы от КПРФ Олег Денисенко повторяет многие ошибки прошлого. Неудивительно, что московского гостя начали постепенно продавливать сверху, что нанесло непоправимый ущерб местному обкому компартии. В частности, многие делегаты посчитали, что участником политических состязаний должен стать местный партиец и руководитель фракции КПРФ в региональном парламенте Андрей Алехин. Впрочем, конфликт был быстро улажен. Поговаривали даже, что Денисенко откупился от недовольных несколькими автомобилями в гараж омского обкома.
Политолог Михаил Машкарин отметил, что происходящие в КПРФ события были предсказуемы, учитывая тот факт, что сам Денисенко членом партии не является. «Когда его спросили, почему вы не состоите в КПРФ, он сказал, что вступал в КПСС в 1980 году, поэтому считает, что состоит в партии. Мне кажется, это просто отмазка. Ему это не нужно. Он прекрасно понимает, что если вступит туда, то будет на коротком поводке», – цитирует эксперта Клуб регионов.
Вероятнее всего, коммунисты Прииртышья решили отработать тот же самый сценарий, что и три года назад в Брянске. Состоятельный, но при этом беспартийный Олег Денисенко начал инвестировать в свое политическое будущее задолго до официального старта губернаторской кампании. При этом цена шанса на победу составляет 250–300 млн рублей. По крайней мере, такую сумму назвал близкий к КПРФ омский политолог Вадим Дрягин, который в интервью «Коммерческим вестям» рассказал об очень интересном моменте. Политолог отмечает: «Есть методика оценки кампании от стоимости одного голоса. Допустим, в голосовании примет участие 600 тысяч избирателей. Считается, что один голос по московским расценкам – до ста рублей. Умножаем, получается 60 миллионов рублей. Плюс противодействие – еще 60 миллионов. Это теория, а вот реальные затраты по другим регионам, не буду говорить по каким, но я их точно знаю: штабы осваивают по 250–300 миллионов».
Кроме того, недавно стало известно, что коммунист Олег Денисенко, дабы поднять собственный рейтинг, призывает к реализации своей агитационной программы детей. Как отметил председатель избирательной комиссии Омской области Алексей Нестеренко, в Облизбирком начали поступать жалобы, что лидер красных привлекает детей для распространения газеты «Красный путь», а это уже не шутки. Нестеренко сообщил: «В законе совершенно четко написано, что ни изображения, ни сами дети не могут использоваться в предвыборной агитации. А здесь это присутствует уже как минимум в трех случаях: распространение газеты «Красный путь», изображения детей в самой «Правде» и плюс на мероприятии дети ходят в символике».
Добавим, что для Денисенко подобное нарушение не обернется чем-то критичным. Согласно статье 5.11 КоАП, привлечение к проведению предвыборной агитации лиц, которые не достигли на день голосования возраста 18 лет, влечет наложение административного штрафа: на граждан – в размере от 1000 до 1500 рублей; на должностных лиц – от двух до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей. Разве это деньги для обеспеченного кандидата?
Но все же региональные наблюдатели весьма невысоко оценивают шансы Денисенко на выборах. Так, уральский политтехнолог, соучредитель консалтинговой компании Bakster Group Дмитрий Гусев написал в своем блоге, что накануне выборов представители некоторых партий чуть ли не шантажируют власть, обязывая ее обеспечить им «зеленый свет», несмотря ни на что. «Мне кажется, подтверждение курса АП на переход к реальной политике и укрепление партийно-политической системы неразрывно связаны с самим пониманием глубокой сути греческого πολιτικός – множественности интересов. На практике есть пресловутые перегибы на местах. Скверное понимание πολιτικός. Хороший пример – прохождение муниципального фильтра на губернаторских выборах», – написал он в своем журнале. Глядя на это и ряд других довольно острых высказываний политтехнолога, многие невольно увидели прозрачный подтекст, адресованный Денисенко: нарушения, которые он допускает, не останутся незамеченными.
К тому же либерал-демократ Ян Зелинский и коммунист Алексей Подзоров уличили конкурента в преждевременной агитации. И наконец, апофеозом стал разразившийся в начале июля скандал из-за сбора подписей. Говорят, Денисенко устроил мышиную возню только для того, чтобы уложиться в график и собрать нужное количество подписей. При этом в Облизбиркоме корреспондента «ФедералПресс.Сибирь» заверили, что подписей хватит с лихвой. Секретарь избирательной комиссии Омской области Александр Христолюбов сообщил корреспонденту «ФедералПресс.Сибирь», что подсчет голосов – чистой воды арифметика: «Если исходить из максимального количества подписей, которые надо собрать кандидатам, то получается, что всего 4669 депутатов и глав муниципальных районов, от которых необходимо собрать 1968 подписей, исходя из расчета, что нужно определенное количество подписей на каждого из восьми кандидатов. Таким образом, простые арифметические подсчеты показывают: утверждение о том, что подписей может не хватить, не имеет никаких оснований. Подписей хватит всем!»
Похоже, скандалы, преследующие избирательную кампанию красного кандидата, стали своего рода визитной карточкой. Иначе как заработать политические очки? Омский медиаменеджер Вадим Березиков отмечает, что ходят слухи, будто в местном обкоме КПРФ саботировали ключевую для Денисенко процедуру прохождения муниципального фильтра. Он добавил: «При сборе подписей депутатов в его поддержку на местах было получено указание «делать ошибки». Это неудивительно, поскольку в обкоме КПРФ явный раскол. Даже если вспомнить конференцию, на которой выбирали, кого выдвинуть на выборы губернатора: голоса разделились практически поровну, и Алехину, если я не ошибаюсь, не хватило до победы всего пяти-семи голосов. Отсюда и многочисленные ошибки в ведении кампании и сборе подписей. За таким негласным распоряжением районным ячейкам компартии местные наблюдатели видят фигуру Александра Кравца – еще одного депутата Госдумы от КПРФ, который формально возглавляет избирательный штаб Олега Денисенко. Тут можно вспомнить опыт 2002 года, когда в избирательную кампанию привели «варяга» из Москвы. Тогда это был Леонид Маевский, и тогда случился большой скандал с участием Кравца и Маевского. Видимо, люди, помня ту ситуацию, говорят, что Кравец кровно заинтересован в «сливе» московского гостя, желая восстановить репутацию местного обкома и не допустить усиления однопартийца в преддверии выборов в Госдуму в следующем году».
В любом случае предвыборная кампания не останавливается. Кандидаты на пост губернатора Омской области уже вытирают пот со лба, но все же продолжают борьбу, изыскивая все более интересные способы агитации населения. Немаловажно и то, что рекламировать кандидатов в средствах массовой информации будет возможно за 28 дней до голосования, то есть до 15 августа. Так что насколько повлияет реклама на исход выборов, покажет время, но не исключено, что действующая власть бросит все силы на то, чтобы выборы были честными и легитимными. Иными словами, жителей Прииртышья ждет захватывающее зрелище, а кандидатов – упорная борьба, не уступающая по накалу страстей Олимпийским играм, только на политической арене.
2015РегиональныеОмская область