Из трех партийных жалоб на отказ в участии в предстоящих в сентябре региональных выборах Центризбирком удовлетворил на своем заседании в среду только одну. Посчастливилось сразу нескольким кандидатам из основанной покойным экс-спикером Госдумы Геннадием Селезневым “Партии возрождения России” (ПВР). Рязанский избирком ранее не пустил их на выборы в региональный парламент под тем предлогом, что они скрыли информацию о судимости (причем один из кандидатов оказался по профессии юристом).
Однако по итогам разбирательств в ЦИК выяснилось, что кандидаты все-таки успели уточнить свои биографические данные до дня заседания облизбиркома, на котором решался вопрос о регистрации партийного списка. При этом активнее всех ПВР защищал глава ЦИК Владимир Чуров, он даже пообещал выступить за стороне заявителей в Верховном суде, если рязанский избирком откажется зарегистрировать их на выборах.
Другой партии — "Коммунистам России" — уже во второй раз не удалось добиться в Москве права на участие в выборах. На прошлой неделе ЦИК "завернул" список этой партии на выборах в Новосибирской области, а на этой — в Курганской. По словам представителей облизбиркома, партия представила более 10% недостоверных и недействительных подписей. Кроме того, один из первых трех кандидатов в партсписке не сообщил о своей судимости за изнасилования с "тяжкими последствиями" и вообще оказался "одиозной" фигурой, пояснили в избиркоме.
Последней в этот день решали судьбу партии "Гражданская инициатива", возглавляемой экс-министром экономики РФ Андреем Нечаевым. Ее представители до последнего надеялись, что их все-таки зарегистрируют на выборах в законодательное собрание Калужской области. По некоторым признакам, дело и впрямь должно было разрешиться в пользу этой партии. Так, накануне рабочая группа ЦИК признала несостоятельными две из трех причин отказа в регистрации партсписка — предоставление лидером партии Андреем Нечаевым неполных сведений о доходах и неуказание им в подписном листе сведений о своем статусе в партии. Что же касается третьей причины — бракованных подписей в поддержку партии, то рабочая группа признала факт нарушения калужским избиркомом порядка работы с возражениями от сторонников партии и рекомендовала своим региональным коллегам в течение трех дней пересмотреть отказ в регистрации "Гражданской инициативы".
Уверенности в положительном решении ЦИК по этому вопросу придавали и распространившиеся сообщения в СМИ, из которых следовало, что Кремль якобы неофициально дал добро ЦИК на частичное восстановление на выборах представителей несистемной оппозиции. Как заверяли журналистов "информированные источники", таким образом федеральный центр якобы пытается сгладить “перегибы на местах”, допущенные региональными властями, которые своеобразно поняли сигнал о необходимости провести "честные и конкурентные" выборы.
Некоторые члены ЦИК открыто встали на сторону "Гражданской инициативы". Так, Сергей Даниленко сообщил, что для регистрации партии не хватает около 850 подписей и частично их "можно было бы вернуть". А его коллега Елена Дубровина прямо заявила, что калужская комиссия "интерпретировала все по-своему", а не по закону. Сам Нечаев обвинил облизбирком в "правовом нигилизме" и "юридической некомпетентности", поскольку кандидат вправе предоставлять о себе дополнительную информацию, в том числе о доходах (в данном случае речь шла, по его словам, о неуказанном "маленьком гонораре за статью"). На усмотрение самого кандидата должно было остаться и указание в подписном листе статуса в партии, пояснили в ЦИК.
Крепко досталось калужскому избиркому и от Чурова. В начале разговора он недружелюбно пригласил всю "тройку" к себе на чай, а под конец устроил им настоящую публичную выволочку, и только настойчивость одного из членов ЦИК помешала Чурову инициировать принятие отдельного постановления с жестким порицанием работы калужских коллег. Именно Чуров проголосовал в итоге и против снятия партии с выборов. "Целых двое смелых из 13 нашлось, и он — из их числа, наш добрый волшебник", — прокомментировал результаты голосования депутат Госдумы Дмитрий Гудков, примкнувший к коалиции вокруг "Гражданской инициативы".
Андрей Нечаев уверен, что глава Центризбиркома поднял руку лишь "для виду". "Это игра, он сначала посмотрел, как проголосуют другие, а потом выступил сам", — отметил политик в комментарии для "Росбалта". По его словам, решение ЦИК нельзя назвать полностью неожиданным. "Два из трех постановлений калужского избиркома все-таки отменили (в части указания доходов и оформления подписного листа), а то, что ЦИК хочет отправить изучать собранные нами подписи в Калугу, мы поняли еще накануне. Но калужский избирком некомпетентен и ангажирован, поэтому мы хотели, чтобы решение принял именно ЦИК. Это был риск и, может быть, опрометчивый с нашей стороны, поскольку не было прецедентов, чтобы ЦИК сам принимал решения. Поэтому Чуров и пытался спихнуть все на калужский избирком", — полагает Нечаев.
Тем не менее, лидер “Гражданской инициативы” готов продолжить разбирательство уже в судебных инстанциях — вплоть до Верховного суда. В партии также надеются, что ЦИК удовлетворит другую жалобу партии — об отказе регистрации ее партийного списка в Магадане.
Слухи о том, что Кремль просто щекочет нервы несистемной оппозиции и решил разыграть спектакль, чтобы в финале все же допустить неудобные партии на выборы хотя бы в одном регионе, могут подтвердиться уже в четверг. В этот день ЦИК рассмотрит две жалобы “Партии народной свободы” (ПАРНАС) на отказ регистрации на выборах в Костромской и Магаданской областях. "Это может быть сделано, чтобы совсем уж не выглядеть Карабасом-Барабасом. Чуров же — добрый волшебник", — заметил депутат Гудков.
Представители несистемных партий, лишенных доступа к выборам, убеждены, что их туда не пускают намеренно. В Центризбиркоме же полагают, что оппозиционеры виноваты сами, так как собирают в свою поддержку не подписи, а "лайки", а их партсписки практически полностью состоят из "варягов".
"Зато на выборы попала куча партий-клонов вроде КПСС и других цирковых пони. Это все коммерческие проекты, которыми перед сентябрем торгуют, как петрушкой: пятачок за пучок. И подписи они собирали честно-честно, без единой помарочки. Куда уж нам — с исправлениями, несовпадениями с базой ФМС и беспристрастными графологами", — недоумевает Гудков.
Елена Земскова
2015ФедеральныеФедеральный уровень