На протяжении нескольких дней политическая общественность столицы Прииртышья с придыханием следила за дебатами, которые разыгрывались на подмостках областного суда. В итоге безупречная позиция областного избиркома, отказавшего «красному денди» в регистрации строго по формальным причинам, принесла определенные плоды. Отныне Олег Денисенко, засветившись на всю страну, может быть уверен в том, что определенный рейтинг на выборах в Госдуму он себе уже заработал. О том, почему сторонники Денисенко откровенно запугивают избирателей и каков исход предвыборных баталий можно было бы наблюдать, если бы не случай с Ниной Лушовой, – в материале «ФедералПресс.Сибирь».
Несмотря на то, что за Денисенко до конца боролась многочисленная армия адвокатов и свидетелей, а в качестве десерта для избалованной публики был подготовлен главный козырь – появление автора «задвоенной» подписи Нины Лушовой, судья осталась непоколебимой и приняла не юридическое, а политическое решение, оперируя исключительно фактами. К тому же, по данным облизбиркома, у Денисенко не хватило «географического охвата» – необходимых, согласно букве закона, трех четвертей муниципальных районов Омской области. В итоге «красного денди» отстранили от участия в выборах на пост губернатора Прииртышья.
Но оказалось, что он не намерен сдаваться без боя и подал исковое заявление в Верховный суд, который должен вынести решение не позднее чем за пять дней до даты голосования. Правда, предварительно «красный денди» то ли по неопытности, то ли по привычке решил обвинить во всем областные власти, суд и полицию. Он заявил, что злые чиновники и правоохранители всячески ставят палки в колеса и не дают честным людям возможности выставить свою кандидатуру на предстоящих выборах и дойти да финала.
Кроме того, Олег Денисенко на одной из своих последних пресс-конференций сообщил: «Областной суд не в полном объеме рассмотрел обстоятельства дела. Что касается непонятной поездки Лушовой в Крым. Вот вы для себя можете ответить, с чего она поехала в Крым, кто ей купил эту путевку, что это за форма благодарности, за что? К сожалению, суд тоже на это не отреагировал. Все силы областной администрации были брошены на то, чтобы снять меня с гонки. До начала моей регистрации было ясно, что второго тура не избежать. И все силы были брошены на то, чтобы я не был участником тех событий».
При этом «красный денди» вовсе не сожалеет, что не воспользовался предложением врио губернатора оказать поддержку в сборе подписей. В пресс-службе партии отметили, что принципиальная позиция Денисенко заключается в том, что «нельзя быть полноценным конкурентом, если при этом уже на старте избирательной кампании пользуешься подобной «помощью». Анекдот, с которым Омская область уже прогремела на всю страну, был связан с принятием регионального закона, запрещающего прямые выборы мэра Омска и глав муниципальных образований области». Одним словом кандидат от красных настроен решительно и своих позиций сдавать не намерен.
К тому же соратники Денисенко сейчас пытаются надавить на остальных кандидатов, чтобы те добровольно снялись с предвыборной гонки. Несговорчивых претендентов начинают прессинговать по формальным признакам. Как пояснил кандидат в губернаторы Омской области от партии ЛДПР Ян Зелинский, в их рядах началась паника, люди боятся быть уволенными. Он также отметил: «В случае избрания меня на пост губернатора Омской области я не оставлю им никаких шансов на коррупцию, а следовательно, и команде губернатора. Буквально вчера возмущенные жители Калачинского района звонили в приемные ЛДПР. Вместо предвыборного выступления люди вынуждены были созерцать рекламу и поздравления, лишь только те, в чьих домах были установлены спутниковые антенны, могли увидеть дебаты полностью».
Очевидно, что за провокационной жалобой известного омского «политтролля» Игоря Басова на Зелинского тоже стоит КПРФ. Напомним, общественник заявил, что обещание Яна Зелинского достроить омское метро – это подкуп избирателей. Причем уже были преценты в выборной истории России, когда именно за такое кандидатов снимали с выборов: так, в 2012 году был снят с выборов Александр Курнаков – кандидат на должность главы администрации Ерзовского городского поселения Городищенского района Волгоградской области: суд расценил, что он дал заведомо невыполнимые обещания и этим подкупил избирателей.
Кстати, о Волгоградской области. Именно там постоянно проживает еще один кандидат в губернаторы Омской области – Андрей Подзоров (глава регионального обкома партии). У партии очень высокий рейтинг, и это связано в том числе и с расколом в обкоме КПРФ Омской области после выдвижения кандидатом в губернаторы Олега Денисенко. По некоторым данным, их могут перекупить штаб коммунистов. Так, есть сведения, что за подпись в поддержку выдвижения кандидата от КПРФ членам муниципальных советов и главам районов, состоящим в «Единой России», могли предлагать до 200 тысяч рублей.
Политконсультант Алексей Швайгерт уверен, что подпись депутата совета Крутинского района – основной камень преткновения для Олега Денисенко. К тому же КПРФ повторяет свой агрессивный предвыборный эксперимент по аналогии с Брянщиной-2012, предлагая избирателям в лице Денисенко «омского Потомского». В своем комментарии «ФедералПресс.Сибирь» он заявил: «История «задвоения» знакома многим регионам. Кто-то считает, что Денисенко нарочно сделал самострел для того, чтобы участвовать в избирательной кампании, другие уверены, что кандидат от красных, может быть, и хотел принять участие в политической гонке, но его подставил собственный штаб, который возглавляет тоже депутат Госдумы Александр Кравец, который таким способом, видимо, решил устранить неугодного соперника. В итоге, как мы знаем, пресловутый муниципальный фильтр Денисенко не прошел. Что же касается решения Верховного суда, то с юридической точки зрения у Денисенко нет шансов. Буква закона трактовалась всегда однозначно. Однако, учитывая то, что губернаторские выборы приходятся на последний избирательный цикл перед выборами в Госдуму, я думаю, что Верховный суд может принять политическое решение. Это, безусловно, звучит несколько странно, но такое тоже может быть. Но это скорее исключение, и обычно все-таки Верховный суд поддерживает первую инстанцию, в данном случае – Омский областной суд».
Такого же мнения придерживается медиаменеджер Вадим Березиков, считающий, что шансы у «красного денди» были ничтожно малы. Даже если бы не всплыл случай с Лушовой, для Олега Денисенко все и так понятно: «Рейтинг был если не в зоне погрешности, то он находился в зоне 5–7 %. Поэтому участвовал бы Денисенко в выборах или не участвовал, на основной результат выборов это никаким образом не повлияло бы. Вообще, снятие Олега Денисенко, на мой взгляд, повлекла прежде всего неразбериха в его штабе».
По всей видимости, коммунисты своими неправомерными действиями преследуют рестарт выборов губернатора Омской области. В таком случае избиркому придется отменить голосование и заново начать все предусмотренные законодательством процедуры. Секретарь избирательной комиссии Омской области Александр Христолюбов отметил: «Если остается один зарегистрированный кандидат, выборы необходимо отложить на срок до трех месяцев и повторно объявлять выдвижение, проводить регистрацию кандидатов – все начнется по новой»
При этом столичный депутат не теряет надежды склеить разбившуюся «чашу справедливости». По мнению многих экспертов, он, видимо, до сих пор так и не усвоил урок, который еще год назад преподали ему и ему подобным кандидатам в губернаторы из других регионов. Сам же Денисенко считает, что он стал жертвой спланированной акции по выключению его из предвыборной гонки. В свою очередь защита Облизбиркома указала на многочисленные нестыковки в версии коммунистов, отмечая, что подпись была засчитана Назарову по всем процессуальным нормам. Так, в ходе судебного заседания адвокат врио губернатора Омской области Михаил Романовский сравнил логику оппонентов с логикой футболистов, которые настаивают на зачитывании победы из-за большего количества забитых голов, невзирая на то, что некоторые из них не были засчитаны из-за нарушения правил игры. Он также заявил во время заседания: «Мы прекрасно понимаем, что никакого воздействия на Лушову не было и она ничего не боялась. Все содержание этого дела можно выразить в двух словах: «Нужна подпись» – все остальное производно». Отметим, что сама Лушева тоже понимает такое к себе отношение. Иначе не появилось бы в разных инстанциях четыре разных заявления от нее с разной трактовкой событий, предшествующих появлению ее подписи в поддержку Денисенко.
Многие также уверены, что главная проблема «красного денди» – незнание им элементарных правил политической жизни. К такому мнению пришли после того, как облсуд вынес окончательное решение. Возможно, другой на месте Денисенко поднял бы на митинги и акции протеста широкие народные массы или показал бы себя посредством не пламенных речей, а реальных дел. Вместо этого «красный денди» предпочитает отсиживаться в чиновничьих кабинетах. Бонусом для Олега Денисенко в сложившейся ситуации может служить повторное попадание в думские партсписки КПРФ. Станет ли это для кандидата от коммунистов возможностью вновь выйти на политическую арену – покажет время. Но даже если ему удастся вернуться, доказать, что он может составить солидную конкуренцию главе региона Виктору Назарову, будет не так просто.
2015РегиональныеОмская область