Дополнительные выборы в советы муниципальных депутатов, которые пройдут в Москве в Единый день голосования 13 сентября 2015 года, не вызывают энтузиазма у москвичей. Экспертов это не удивляет
В 2015 году Москва, наряду с другими субъектами Федерации, принимает участие в выборах. Но, даже по сравнению с достаточно спокойными (и, что скрывать, предсказуемыми) выборами мэра города, проходившими в 2014 году, избирательная кампания по выборам выбывших депутатов муниципальных собраний проходит очень тихо. Можно сказать, почти никак.
Муниципальные выборы состоятся в шести районах Москвы: Можайском, Западном Дегунине, Косино-Ухтомском, Северном Медведкове, Митине и Обручевском. На данный момент кандидаты, решившие баллотироваться в органы местного самоуправления, зарегистрированы избиркомом, продолжается этап агитации. Продолжается, по крайней мере, формально. Но видимых признаков агитационной работы наблюдается мало, не слишком активно заявляют о себе кандидаты и в СМИ. Какие политические силы решили «размяться» в Москве перед грядущими крупными выборами 2016 года?
В Совет депутатов муниципального округа Косино-Ухтомский баллотируется шесть зарегистрированных кандидатов. Здесь расклад политической борьбы вполне стандартный: за места депутатов посоревнуются представители КПРФ, ЛДПР, «Единой России», «Яблока», «Справедливой России». Кроме того, в выборах планирует участвовать один кандидат-самовыдвиженец.
Схожий состав претендентов на освободившиеся места муниципальных депутатов и в Можайском районе: по одному кандидату от КПРФ, ЛДПР, «Единой России», «Яблока», «Справедливой России», а также два самовыдвиженца.
Существенно интереснее расклад сил в Западном Дегунине: здесь избирком зарегистрировал целых 14 кандидатов, среди них — по два представителя от КПРФ, ЛДПР, «Единой России», «Яблока», «Справедливой России», но, кроме того, конкуренцию им составят два представителя партии «Зеленые», двоих кандидатов выдвинула партия «Гражданская сила». Так что борьба между партиями на довыборах в совет депутатов муниципалитета будет активной, а вот самовыдвиженцев в этом районе нет: единственному подавшему документы избирком отказал в регистрации.
В Северном Медведкове на довыборы идут по два кандидата отЛДПР, «Единой России», «Яблока», «Справедливой России», и лишь один представитель КПРФ: второму претенденту от коммунистов избирком в регистрации отказал. Кандидатов-самовыдвиженцев в этом муниципалитете тоже нет.
В Митине от партий КПРФ, ЛДПР, «Единой России», «Яблока», «Справедливой России» баллотируются по одному кандидату, а конкурировать с ними будут три кандидата-самовыдвиженца.
Наконец, на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Обручевский в довыборах будут участвовать по два кандидата от КПРФ, ЛДПР, «Единой России», «Яблока». От «Справедливой России» в довыборах участвует один человек; второй кандидат-«справоросс» был зарегистрирован, по уже после регистрации выбыл. Также документы на регистрацию подавали пятеро самовыдвиженцев, но до следующего этапа дойти удалось только троим.
Интересно, что на официальных сайтах управ районов, где пройдут довыборы, информация о них крайне скудная. Не каждая управа сочна нужным разместить ее в отдельном разделе, где ее легко мог бы найти потенциальный избиратель. На сайте управы Западного Дегунина и Обручевского района его нет вовсе, на сайтах Можайского и Косино-Ухтомского района соответствующий раздел скромно разместился в самом низу страницы, на сайте управы Северного Медведкова есть только раздел «Выборы», без соответствующих уточнений, и только на сайте управы Митина информация о грядущих довыборах бросается в глаза.
Случаен ли «заговор молчания» вокруг муниципальной избирательной кампании? По мнению экспертов — юристов, социологов и политологов — сложившаяся ситуация является как причиной, так и следствием положения в сфере самоуправления и отношения к институту выборов вообще.
«Престиж местного самоуправления в России целом и в Москве в частности достаточно низок, — подтвердил корреспонденту ИА REGNUM заместитель заведующего кафедрой государственного управления ИОН РАНХиГС, кандидат философских наук Александр Балобанов. — Общий тренд многих последних лет — усиление роли центра. С одной стороны, центры (региональные и федеральный) стягивают все на себя, с другой, люди заняты своими делами и на общественные (самоуправленческие) заботы откликаются не слишком активно. А там, где откликаются, начинается либо борьба с откликнувшимися (в Екатеринбурге, например), либо встраивание их в «вертикаль власти». В Москве — все это проявляется максимально. Из-за единства городского хозяйства, столичности, истории последних десятилетий и т.д. Местное самоуправление здесь — вещь совсем декоративная. Поэтому и выборы в советы муниципальных депутатов, да еще дополнительные — вещь, в большинстве случаев, формальная, не так много кому интересная, поэтому о ней и не знают».
«В данной ситуации я бы говорила не о низком престиже местного самоуправления, а о политической активности россиян, их вовлеченности в процесс управления делами государства и местных сообществ, — в свою очередь, отметила заведующая кафедрой правового обеспечения государственной и муниципальной службы ИГСУ РАНХиГС, доктор юридических наук Елена Киреева. — Если сравнивать активность избирателей не только нашей страны, но и других государств, то традиционно явка на муниципальные выборы всегда ниже, чем на выборы в федеральные или региональные органы власти. Но это отнюдь не означает, что местное самоуправление как институт не востребован и не привлекателен для граждан».
«Гораздо проще критиковать власть, нежели сделать что-то самому: прийти на публичные слушания и высказать свое мнение, сходить на собрание жителей дома, инициировать рассмотрение правового акта, организовать субботник по уборке территории или посадить цветы на клумбе у подъезда, посмотреть на сайте муниципального образования информацию о планируемых мероприятиях или поучаствовать в акциях в рамках программы «активный гражданин», — говорит аналитик. — Идея самоуправления — когда ты что-то делаешь сам, сам предлагаешь, сам участвуешь и сам отвечаешь за сделанное. В конце концов сам интересуешься, когда будут проходить выборы, и кто зарегистрирован в качестве кандидатов, благо в современных условиях источников получения информации великое множество. Это не только местные газеты, как было в прошлом веке, это сайты муниципальных образований, избирательных комиссий, портал «Электронная Москва», другие многочисленные электронные издания, региональные и местные СМИ, и т.п. Вопрос только в том, что если человеку это не интересно, не нужно, никто его в принудительном порядке не может заставить проявить гражданскую инициативу».
Проблемы местного самоуправления Москвы, безусловно есть, подчеркнула Киреева. «Одна из них — очень узкий круг собственных полномочий муниципальных образований (в законе именуемых вопросами местного значения), в основном — это консультативные и совещательные функции, поэтому основная масса управленческих решений принимается территориальными органами государственной власти, а органы местного самоуправления только принимают участие в выработке этих решений, — пояснила она. — Москвичи, в отличие от избирателей большинства муниципальных образований, придя на выборы, ставят на «темную лошадку», поскольку не знают ничего о кандидате на выборную должность, кроме краткой биографии претендента и его фото, а содержащаяся в них информация явно недостаточна для того, чтобы сформировать компетентный депутатский корпус или главу муниципального образования».
Еще одна проблема москвичей — большинство работающих жителей столицы бывают дома ранним утром и поздним вечером и в выходные и праздничные дни, поскольку живут и работают они в разных муниципальных образованиях, поэтому активность по месту жительства проявляют пенсионеры, домохозяйки или общественные объединения, а по части решения градостроительных вопросов — строительные организации, добавила эксперт. «Изменить такую ситуацию принятием закона или муниципального акта невозможно, поскольку нужно менять сознание людей, их отношение к себе и власти, формировать активную гражданскую позицию, заинтересованность в том, что происходит вокруг и уверенность, что каждый из нас может сделать что-то полезное и нужное не только себе, но и окружающим людям», — резюмировала она.
Причин того, что о муниципальных выборах в городе практически нет информации, много, полагает заведующая кафедрой зарубежного регионоведения и международного сотрудничества ИГСУ РАНХиГС, доктор социологических наук Валентина Комлева. «Есть причины нравственного характера. Как минимум, неприлично в условиях кризиса тратить деньги на рекламу и раздражать избирателей. Рекламировать себя в трудные времена — рыть себе яму, — считает социолог. — Эта причина дополняется другой — заинтересованностью в низкой явке. Для предсказуемости результатов выборов чем меньше придет, тем лучше. Местные выборы традиционно имеют невысокую явку. Обычно 20−33%по разным регионам. В последние годы и того меньше. Нет интриги, интереса. Избиратели считают: и так, все ясно. Ярких оппозиционных лидеров на местном уровне нет. В России современная оппозиция плохо работает на местах, и мало интересуется местными выборами, кроме КПРФ».
Эксперт отметила, что в последнее время заметно некоторое смещение интереса с местных проблем на международные. «Люди «увлечены» процессами, происходящими в мире, что отвлекает от местных проблем. Мое субъективное мнение, что именно для Москвы лучше и не раскачивать ситуацию. Здесь точка взрыва в случае усиления активности неконструктивной оппозиции, — заявила Комлева. — Но есть факторы и другого порядка: мелкие недовольства жителей ходом работ по благоустройству территории города Москвы. Где-то при расширении дороги снесли построенное жильцами ограждение придомовой территории, не сообщив об этом. Где-то сделали стоянки близко к домам. Может, и законно, но людям не сказали ничего. Это тоже вызывает недовольство. Поэтому зарегистрироваться кандидатом и начать активную работу с избирателями, значит, «взять огонь на себя». Не все к этому готовы», — резюмировала социолог.
2015МестныеМосква