Изменения в избирательное законодательство несут в себе ярко выраженный циклический оттенок. Данные циклы хорошо известны тем, кто занимается выборами из научного или профессионального интереса. Всего чуть более одного года остается до начала очередного электорального цикла на региональном и федеральном уровнях формирования власти, поэтому изменения в краевое законодательство, которые продиктованы, прежде всего, поправками на федеральном уровне, стали вполне ожидаемыми для представителей власти и профессионального сообщества.
Законом Приморского края от 29 июля 2015 г. N 661-КЗ "О внесении изменений в Избирательный кодекс Приморского края" были пересмотрены некоторые аспекты проведения выборов на территории региона, среди которых контрольно-ревизионные службы, обеспечение доступа инвалидов на избирательные участки, изменение диапазона количества кандидатов в общих списках на выборы в Законодательное Собрание ПК и Государственную думу РФ (с 25-55 до 20-40) и изменение в положение о региональных группах списка кандидатов от политических партий. Причем, если первые два нововведения носят чисто технический характер и не способны оказать никакого влияния на процедуру избрания лиц в законодательные органы субъекта и федерации в 2016 году, а ситуация с изменением количества кандидатов в списках по факту не ухудшает положение ведущих политических партий, то в ситуации последнего новшества не все однозначно, – уверены большинство экспертов.
По мнению специалистов по избирательному праву, большинство изменений связаны с приведением Избирательного кодекса ПК в соответствие с федеральным законодательством. Требования к срокам образования одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Приморского края (ЗАКС) и процедура их утверждения не изменились – границы округов определяет Избирательная комиссия Приморского края (ИКПК), ЗАКС их утверждает. Единственное, что решили изменить представители крайизбиркома и большинство депутатов Законодательного Собрания, так это дать одно единственное полномочие ИКПК – определять количество региональных групп в установленных законом пределах.
До этого изменения в избирательном кодексе стояла точная цифра – 10 региональных групп, каждая из которых соответствовала территории двух граничащих между собой одномандатных избирательных округов. После внесения поправки количество региональных групп определяется решением Избирательной комиссии Приморского края не позднее, чем через 3 дня после опубликования схемы одномандатных избирательных округов. При этом, число депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, должно соответствовать либо быть кратным числу региональных групп. В Приморском крае 20 депутатских мандатов распределяются по пропорциональной избирательной системе. Соответственно, число определяемых региональных групп может быть либо 20, либо 10, либо 5, либо 4. Менее четырех региональных групп установлено быть не может, так как закон содержит ограничения по минимальному количеству кандидатов (не менее 25), выдвинутых избирательным объединением в составе списка, и максимальному количеству кандидатов в территориальной группе (не более 5).
Как сообщают в Избирательной комиссии Приморского края, данная поправка в закон направленна на синхронизацию избирательных кампаний в Законодательное Собрание региона и Государственную думу РФ. По словам представителей крайизбиркома, необходимость уйти от жесткого закрепления количества региональных групп связана с тем, что при совмещении в 2016 году выборов депутатов Государственной Думы РФ и Законодательного Собрания Приморского края, в регионе, как и по всей стране, будут образованы одномандатные округа по выборам депутатов Государственной Думы РФ. Так как границы избирательных округов пока не известны, вполне может сложиться ситуация, что границы одномандатных округов по выборам депутатов Государственной Думы РФ и границы территорий 10 региональных групп по выборам депутатов ЗАКС не совпадут.
Данную ситуацию прокомментировала заведующая кафедрой политологии ДВФУ Коломейцева Наталья Андреевна: «В следующем году в Приморском крае одновременно будут проходить две крупные избирательные кампании по выборам депутатов в законодательные органы субъекта федерации и нижней палаты парламента страны. Выборы в Государственную думу так же, как и в ЗАКС, будут проходить по смешанной системе. Исходя из порядка формирования избирательных округов, который прописан в новой редакции закона «О выборах депутатов Государственной думы», на территории Приморского края будет три избирательных округа. Однако, при 10 региональных группах данное число округов достаточно плохо коррелируется. Поправки в статью 41 Избирательного кодекса Приморского края позволяют увеличить число региональных групп до двадцати для того, чтобы их было легче соотносить с избирательными округами федеральных думских выборов. По моему мнению, это в значительной степени упростит избирательный процесс в регионе в 2016 году».
Вместе с тем, по мнению политолога, директора Центра социальных инноваций «Чёрный куб» Юрия Коломейцева, решение о передаче данных полномочий краевой избирательной комиссии нельзя считать вынужденным: «Для того, чтобы синхронизировать избирательные процессы двух уровней выборов можно было, к примеру, прописать формирование региональных групп раз в десять лет, как это прописано в законе касательно формирования самих избирательных округов. Еще одним более логичным шагом, на мой взгляд, было бы отдать право определения количества региональных групп депутатам Законодательного Собрания, т.к. именно они утверждают округа», – отмечает эксперт.
«Фактически, партии не знают, в каких границах будут созданы избирательные округа, и сколько округов будет приходиться на одну региональную группу. Раньше их было десять, т.е. два округа составляли региональную группу, а теперь по новому закону их может быть четыре, может быть пять, может быть десять, может быть двадцать – т.е. четыре варианта вместо одного. Какой конкретно вариант будет выбран? Это мы узнаем только перед выборами, – отмечает Коломейцев Ю.Ю., – в этом и заключается главный недостаток поправок: те, кто, грубо говоря, имеет выход на крайизбирком, узнают об этом немного раньше, другие же партии и кандидаты будут иметь меньше времени на подготовку к электоральному циклу».
Тем не менее, главным вопросом принятых в кодекс поправок все же следует считать конечное количество региональных групп списков кандидатов. Если незыблемая и твердая до сей поры норма закона была в значительной степени расширена, значит, как следует из реалий политической практики, количество территориальных групп в крае все же будет изменено. Если количество групп пойдет по пути уменьшения, то это, скорее всего, окажет значительное влияние на конкуренцию между региональными группами внутри партий (особенно, это касается «Единой России»). По словам представителей избирательной комиссии, с появлением региональных групп список кандидатов перестал быть линейным: кандидаты из различных региональных групп одного избирательного объединения получают равные возможности при распределении мандатов. Чем больший процент голосов избирателей наберет конкретная региональная группа, тем больше шансов у кандидатов этой из группы получить при распределении мандат по сравнению с другими региональными группами этого же избирательного объединения.
Однако, данную схему электорального процесса следует признать более закономерной к ситуации, при которой число региональных групп по краю будет 4 или 5, потому как сложно представить ситуацию, при которой из одной группы депутатами станут два кандидата, а из другой – ни одного, в случае формирования двадцати региональных групп при двадцати избирательных округах. Любой профессиональный политтехнолог или электоральный юрист скажет, что в таком случае избирательный процесс в региональных группах станет более управляемым, нежели прежде.
Следует отметить, что в оппозиционных кругах последний вариант развития событий уже видится чуть ли не единственным возможным. Проще говоря, на сегодняшний день законодатель создал такую ситуацию, при которой оппозиция крайне обеспокоена своими будущими результатами на выборах. По мнению депутата ЗСПК от Коммунистической партии Павла Георгиевича Ашихмина, избирательная комиссия является органом в большей части зависимым от губернатора и «Единой России», поэтому, по словам парламентария, она примет то решение, которое будет выгодно правящей партии: «Скорее всего, количество региональных групп будет увеличено: будет создано 20 групп, по максимально возможной схеме. Увеличение количества региональных групп связанно с желанием усиления эффекта от применяемой правящей партии тактики «паровозов», т.е. во главе каждой группы будет глава муниципального образования, скорее всего, который будет вести региональную группу, и отвечать своей должностью за результат партии на данной территории. Не могу судить о том, насколько это повлияет на результаты выборов, однако данная поправка позволяет представителям «Единой России» более эффективно использовать тот административный ресурс, который был накоплен годами», – прокомментировал ситуацию депутат.
Среди представителей оппозиции можно найти и более пессимистичные варианты развития событий на электоральном поле в регионе. Координатор Либерально-демократической партии России в г. Владивостоке Андрейченко А.В. уверен в том, что данные поправки в кодекс, прежде всего, продиктованы падением рейтингов правящей партии: «помимо того, что данные изменения в избирательный кодекс приведут к тому, что во главе каждой территориальной группы встанет глава муниципального образования, который «паровозом» притянет нужных кандидатов к победе, так еще создается возможность для того, чтобы в эти списки заносить всевозможных «ветеранов труда» и просто «замечательных людей» района, которые в ЗакСобрании никогда не окажутся, но которые будут своим присутствием привлекать избирателей под знамена правящей партии», – отметил депутат Думы г. Владивостока от партии ЛДПР.
Следует отметить, что слова парламентария не подтверждаются данными социологических опросов ЦСИ «Чёрный куб», проводившимися на территории края. За последние полгода рейтинг партий «Единая Россия» в Приморском крае упал всего на 3% – с 61 до 58, что продиктовано, как отмечают аналитики, возобновившимся падением курса рубля и рядом резонансных решений в экономической политике со стороны руководства страны. Таким образом, политический задел к выборам-2016 у правящей партии, как мы видим, есть. Другой вопрос: станет ли руководство партии в Приморье пользоваться возможным в будущем решением крайизбиркома о формировании двадцати региональных групп и идти по вышеописанному варианту? Точный ответ на этот вопрос будет известен только в следующем году.
2015РегиональныеПриморский край