Губернаторские выборы этого года, по мнению экспертов фонда «Петербургская политика», превратились в «сугубо технические процедуры». При этом в 15 регионах, где пройдут выборы, политологи не смогли обнаружить предвыборных программ кандидатов от власти, которые говорили бы о «серьезности» их намерений. Там же, где программы представлены, они представляют собой бизнес-договор, длинный чиновничий документ, буклет или затянутое повествование.
Оценив региональные губернаторские кампании, фонд «Петербургская политика» пришел к выводу, что они проходят по двум сценариям. «Первый состоит в прохождении выборов как сугубо технической процедуры, призванной оформить ранее принятое президентом решение по назначению врио губернатора», – говорится на сайте Фонда. Второй путь – это использование кампании для максимального политического усиления главы региона. «Это разделение не лишено условности: иногда оба подхода сосуществуют внутри одного предвыборного штаба», – отмечают политологи.
В то же время в Фонде отмечают, что одним из индикаторов «серьезности» намерений предвыборного штаба является предвыборная программа, которая, как выяснилось, отсутствует у большинства кандидатов от власти. Напомним, выборы губернатора этой осенью пройдут в 24 регионах, при этом в 15 субъектах «публичная программа отсутствует или не доступна», заявили в «Петербургской политике». К таким регионам относятся Краснодарский край, Пензенская, Тамбовская области и Северная Осетия, где недавно прошла смена региональных глав, и представление программы, по мнению экспертов, «было бы особенно уместным шагом в целях повышения известности нового руководителя».
Отметили эксперты и несколько парадоксальных эпизодов, связанных с отсутствием предвыборной программы. Так, помощник губернатора Костромской области Сергей Ситников заявил о том, что программа шефа «и так известна жителям области», а в Калужской области представитель Казачьей партии заявил, что снял свою кандидатуру с выборов после того, как ознакомился и согласился с программой врио губернатора Анатолия Артамонова, «при том, что текст программы в открытом доступе авторам обнаружить не удалось».
В ряде регионов вместо предвыборных программ главы регионов представляют формальные годовые отчеты или послания. Так, например, повел себя врио губернатора Ямало-Ненецкого округа Дмитрий Кобылкин.
С другой стороны, «в нескольких регионах во время предвыборной кампании сообщалось о подготовке или утверждении региональной программы развития на ближайшие годы». «Однако эти документы носили обычно бюрократизированный характер и к тому же вряд ли могут рассматриваться как классический предвыборный документ – ведь такие программы формально обязательны для любого победителя на выборах главы региона, а избирателя ставятся перед фактом наличия уже принятой программы еще до объявления итогов выборов», – говорится в анализе Фонда.
«Основными типами подачи программ являются бизнес-договор (Ленинградская и Амурская области, ЯНАО), длинный чиновничий документ (ЕАО, Камчатский край), короткая статья или буклет от кандидата (Брянская, Калининградская области), затянутое повествование (Архангельская, Сахалинская области)», – пришли к выводу эксперты «Петербургской политики».
2015РегиональныеФедеральный уровень