CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Статьи о выборах » Пассионарии или иждивенцы? Где на Северном Кавказе найти ярких лидеров перед выборами-2016?

 
Пассионарии или иждивенцы? Где на Северном Кавказе найти ярких лидеров перед выборами-2016?[edit] / [/ediitt]]
(9.10.2015)
Антон Чаблин
политолог, журналист


Председатель Общественной палаты России Александр Бречалов побывал в Ставрополе и встретился с гражданскими активистами Северного Кавказа. Он призвал их активнее участвовать в выборах – для поиска молодых ярких лидеров в преддверии думских выборов-2016 Общественная палата запустила проект «Перспектива».

«Перспектива» – старт в политику

В Ставрополе сегодня продолжился Северо-Кавказский гражданский форум «Сообщество», который проводит Общественная палата России (ОПРФ). В залах выставочного комплекса «Прогресс» было заметно меньше людей, чем вчера, на открытии форума, хотя было намного больше VIP-гостей – в частности, в Ставрополь прибыл председатель палаты Александр Бречалов. А потому появились и многие краевые чиновники – ясно, не ради личного интереса к проблемам НКО, а для «галочки».

По словам Бречалова, проходящие в каждом федеральном округе форумы «Сообщество» нужны для создания «дорожной карты» развития НКО в стране. Ее должны представить президенту Владимиру Путину до 1 ноября. Это позволит снизить административные барьеры, говорит Бречалов: упростить регистрацию новых НКО (через онлайн-формы на сайте Минюста), подачу заявок на гранты и отчетности об использовании грантов… Также в стране должен появиться единый реестр НКО.

На каждом форуме «Сообщество» презентуют проекты успешных гражданских практик, участвующих в конкурсе «Перспектива». На Северном Кавказе это 40 проектов, каждый из которых может претендовать на получение гранта в размере 200 тысяч рублей (почти все они были презентованы на форуме).

Однако гранты – это не единственный итог участия в конкурсе, говорит Александр Бречалов. По его словам, проект «Перспектива» позволяет еще и вывести в публичное поле активистов – новую, молодую кровь. А уже сейчас участников проекта, запущенного в прошлом году, по всей стране более 2500.

Этот проект позволил показать, что сегодня лидерская среда в России весьма конкурентна: новые молодые политики, по мнению Бречалова, сегодня могут стартовать в публичную жизнь и через конкурс «Перспектива», и через региональные штабы «Народного фронта», и через региональные Общественные палаты.

В качестве примера такого успеха Бречалов вспомнил члена палаты Свердловской области, блогера Сергея Колясникова. Поначалу он имел реноме «городского сумасшедшего», но затем, благодаря поддержке ОПРФ, удалось убедить губернатора региона в его поддержке (именно губернатор Евгений Куйвашев внес кандидатуру Колясникова в члены палаты).

Всего, по словам Бречалова, из 10 участников проекта «Перспектива», участвовавших в муниципальных выборах 13 сентября, выиграли свои кампании пятеро. Но есть и активисты, занявшие вторые места, которые по статусу ничуть не ниже победы: это, например, член «Опоры России» Александр Корабель из Нарьян-Мара или журналист Михаил Паутов из Томска.

Власть под общественным контролем

К сожалению, очень мало участников (десятка полтора человек) было на секции, посвященной основам общественного контроля. Выступала здесь член Общественной палаты Пермского края Светлана Денисова. Именно этот регион по праву считается одним из самых демократичных в России и уж точно «законодателем мод» в гражданском обществе.

Денисова это подтвердила: еще в 2011 году по предложению омбудсмена в Пермском крае был принят региональный закон «Об общественном (гражданском) контроле». Заработал он на три года раньше аналогичного федерального закона, который вступил в силу летом 2014-го. И был более продвинутым: скажем, субъектами общественного контроля в Пермском крае могут быть и отдельные НКО, и просто гражданские активисты (в федеральном законе такой нормы нет).

Комиссия по общественному контролю действует при Общественной палате Пермского края (в нее входят не только члены палаты). Денисова привела примеры эффективного общественного контроля в разных регионах. Скажем, в прошлом году в Перми активисты провели обследование школ, где должно быть внедрено инклюзивное образование (то есть дети-инвалиды учатся наравне со здоровыми). Оказалось, что из 16 школ критериям не удовлетворяет ни одна: кроме пандуса в них ничего нет – лифтов, оборудованных туалетов, заниженных порожков…

Помощник председателя Общественной палаты Ставропольского края Антон Бекетов рассказал об итогах мониторинга спортивных сооружений в Ставрополе. Обследовали три микрорайона, где проживает 30 тысяч человек. Итоги ожидаемы – в новых микрорайонах и число спортплощадок больше нормативного, и оборудованы они качественно. А вот в «старых» кварталах состояние площадок плачевное: разобраны тренажеры, никакого мягкого покрытия…

В других залах тем временем тоже кипели дискуссии. Опытные гражданские активисты играли в «Сообщество» – своего рода квест, напоминающий «монополию»: искали ответы на мучающие все НКО вопросы, как достать денег, стать медийными и найти профессиональные кадры.

Тем временем сам Бречалов (уже в статусе не председателя Общественной палаты, а руководителя «Опоры России») беседовал с бизнесменами Ставрополья об их проблемах. Разговор оказался короткий, не больше двадцати минут, и вскоре VIP-гость предложил переместиться в главный зал, где уже собрались ожидающие его активисты (многие приехали на форум специально для встречи с Бречаловым, пропустив все «круглые столы» и мастер-классы).

Наказывать за «укороченный» гимн

Александр Бречалов попенял органам власти на Северном Кавказе – и аппарату полпредства, и администрации губернатора Ставрополья. За то, что не приняли никакого участия в организации форума «Сообщества».

«Видимо, в регионе все с некоммерческим сектором благополучно», – едко (не по тону, а по сути) заметил председатель Общественной палаты. Впрочем, благостную картину смазывают объективные цифры. Скажем, за весь прошлый год на весь Северный Кавказ президентские гранты получили только 40 социально ориентированных НКО.

Да и Общественные палаты в регионах СКФО, говорит Бречалов, проявляют очень небольшую активность. Это подтвердила и активистка из Дагестана: обращаясь к залу, она спросила, есть ли на встрече с Бречаловым кто-то из Общественной палаты Дагестана. Ответом было молчание.

Между тем включился сам Бречалов, приглашения для участия в «Сообществе» рассылались во все Общественные палаты в регионах СКФО. И тут уж вступился за своих коллег председатель палаты Ставропольского края, нотариус Николай Кашурин. По его словам, именно краевая палата была по итогам прошлого года признана одной из самых эффективных в России (по работе с обращениями).

Пикировка, впрочем, продолжалась недолго – и активисты перешли уже к конструктивному диалогу. Александр Бречалов обещал, что уже в осеннюю сессию на рассмотрение Госдумы будет внесен проект федерального закона «О региональных Общественных палатах». Это позволит хотя бы немного уравнять их по степени активности (Бречалов констатировал, что во многих регионах палаты сегодня – это своего рода «отстойники» для почетных чиновников-отставников, и реальную работу они лишь имитируют).

Также меняются подходы к формированию общественных советов при федеральных ведомствах: 75% их членов будет представлять Общественная палата России, а оставшиеся 25% – экспертный совет при правительстве РФ. «Пилотными» ведомствами, говорит Бречалов, станут Минтранс, Минприроды и Минкавказа. Аналогичный подход будут реализовывать и на региональном уровне.

Зал на встрече с Александром Бречаловым был заполнен на две трети, и возможность задать вопрос предоставили всем. Правда, озвученные вопросы и предложения полярно отличались по степени адекватности.

Так, горячую полемику вызвало предложение о принятии закона о «детях войны»: Бречалов полемизировал с предложившим его активистом Анатолием Бойчуком из Ставрополя по поводу того, где взять деньги на соцвыплаты (а ведь только на Ставрополье «детей войны» почти 350 тысяч).

Обещал Бречалов в ответ на предложения с мест помочь в создании межрегионального экспертного центра в СКФО и проведении в округе «Ярмарки вакансий»… А вот председатель «Славянского союза Ставрополья» Артур Круталевич явно озадачил Бречалова, предложив ввести административную ответственность за исполнение государственного гимна России в «урезанном» виде.

Напоследок же Круталевич на полном серьезе задал Бречалову вопрос: правда, мол, что форум «Сообщество» в Ставрополе провели именно в день рождения Путина. «Да, конечно», – отшутился председатель Общественной палаты.

Но все же предложил поздравить президента аплодисментами. Это был финал.

«Сообщество»: «за» и «против»

С просьбой оценить повестку форума «Сообщества» КАВПОЛИТ обратился к известным общественным деятелям региона.

Султан Тогонидзе, координатор гражданского проекта «Против «Лирики», руководитель комитета по делам молодежи Российского конгресса народов Кавказа (РКНК):

– Форумы «Сообщество», – это, безусловно, правильная инициатива. Если анализировать предыдущие форумы в других федеральных округах страны, то раскрывается цель этого проекта: понять «третий сектор». Государство хочет разобраться с тем, что сейчас происходит с гражданским обществом и распознать в нем своего рода «маяки».

Площадка, безусловно, открытая, в которой не делят на «нерукопожатных» и «причесанных». Качественный состав модераторов и экспертов и стал залогом успеха форума. Единственным недочетом можно назвать недостаточное информационное освещение в преддверии форума. Думаю, участников могло быть куда больше.

Али Чаринский, лидер общественного движения «За права мусульман»:

– Я от государства ничего не жду и не прошу. Говорить, что власти нам не помогают, будет нечестно, но утверждаю, что реагируют очень неохотно и слабо.

Я работаю в сфере защиты прав мусульман, но в успех моей позиции и проекта мусульмане, к сожалению, не верили и не верят, не ощущаю даже сочувствия с их стороны. Поддержки практически нет, только свои силы.

Я нисколько не жалуюсь. Просто это говорит о том, что предыдущие попытки защиты прав не увенчались успехом. Да вы и сами наблюдаете, как пострадали на Северном Кавказе люди, работающие в этом направлении, – это фабрикация уголовных дел, убийства активистов. Вот и ответ на вопрос – существует ли противодействие. Оно есть и очень сильное.

Если говорить в целом о «третьем секторе», то те организации, что работают в соответствии с курсом политики Кремля, однозначно заявят: да, нам помогают. Но вспомните, кто попал в число иностранных агентов первыми? Именно те организации, что в своей деятельности сеют в обществе понятия свобод и прав человека.
2015РегиональныеСтавропольский край



>>
Лента новостей


ЖЖивая политика



Анонсы и события

"Выбор Народа" в социальных сетях: