CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Статьи о выборах » Юг мятежный и Юг лояльный. Эксперты оценили протестный потенциал регионов

 
Юг мятежный и Юг лояльный. Эксперты оценили протестный потенциал регионов[edit] / [/ediitt]]
(13.10.2015)
Готовность общества к протесту может повлиять на грядущие выборы в Госдуму
Институт развития избирательной системы РФ оценил протестный потенциал регионов на выборах в Госдуму в 2016 году. Два региона ЮФО – Волгоградская и Ростовская области – вошли в группу с высоким протестным потенциалом, остальные четыре – Краснодарский край, Астраханская область и республики Адыгея и Калмыкия – с низким. «ФедералПресс.Юг» выяснил у политологов, согласны ли они с такой оценкой и каковы реалии на самом деле. Подробности – в материале экспертного канала.

Шансы оппозиции в ЮФО

Институт развития избирательной системы в своем исследовании проанализировал потенциал протестного голосования в 83 регионах России, а также в целом по стране. «Исследование отвечает на вопрос, в каких регионах РФ может повториться на выборах 2016 году так называемая «иркутская аномалия», когда кандидат от партии власти проиграл выборы оппозиционному кандидату, поддержанному региональными элитами», – говорится в тексте исследования.

Авторы отдельно отмечают, что при изучении доклада необходимо учитывать, что в данном случае ведется исследование именно потенциала протестного голосования, а не протестного потенциала как такового, поскольку в регионе могут иметься протестные настроения, но при определенных настройках избирательной системы это может не приводить к протестному голосованию.

Кроме того, при подготовке доклада учитывались показатели не только в процентах голосов, но и в абсолютном выражении, в количестве граждан, проголосовавших за ту или иную партию. «Регионы РФ кардинально отличаются друг от друга численностью избирателей, и в отдельных случаях значительный процент, полученный в регионе, никак не сказывается на итогах выборов федерального уровня, а именно таковые – предстоящие выборы в Государственную думу РФ 2016 года», – акцентирует Институт развития избирательной системы.

Потенциал протестного голосования оценивался по шкале от 0 до 10 (где 10 – победа оппозиции, а 0 – абсолютное отсутствие потенциала протестного голосования в регионе) и является суммой следующих факторов: численность избирателей; явка; численность городского населения; численность избирателей, принимавших участие в выборах, но не голосовавших за партию власти; коэффициент административного воздействия на результаты выборов, рассчитанный для 83 субъектов РФ; уровень внутриэлитарного соперничества и политической конкуренции в регионе.

По итогам оценки потенциала протестного голосования регионы РФ были распределены на четыре группы, а именно: высокий потенциал протестного голосования (25 субъектов); средний потенциал протестного голосования (24 субъекта); низкий потенциал протестного голосования (27 субъектов) и абсолютное отсутствие потенциала протестного голосования (семь субъектов). В результате два региона Южного федерального округа – Волгоградская и Ростовская области – вошли в группу с высоким протестным потенциалом, остальные четыре – Краснодарский край, Астраханская область и республики Адыгея и Калмыкия – с низким.

В Волгоградской и Ростовской областях (19-я и 25-я строчки в рейтинге регионов) потенциал протестного настроения был оценен на шесть баллов, а коэффициент административного воздействия на итоги выборов равен 0,74 и 0,66 соответственно. «Здесь значительное количество избирателей, в том числе городских и протестно настроенных, однако отмечается также растущий уровень административного воздействия. Здесь также региональным властям и их кураторам из федерального центра предстоит определиться – продолжать ли курс на делегитимизацию выборов и рост потенциала уличной активности, или снизать уровень избирательных фальсификаций и вернуть граждан в политический процесс», – заключают авторы исследования.

Проиграть на следующих выборах в Госдуму гораздо меньше шансов у «Единой России» в Краснодарском крае, который занял 27-ю строчку с потенциалом протестного настроения в три балла. Астраханская область и Республика Адыгея получили по два балла, а Республика Калмыкия – вообще один балл. «В группу с низким потенциалом протестного настроения входит ряд крупных регионов, где административное давление на итоги выборов значительно выше среднего по стране, а распределение голосов между партиями контролируется региональными властями. В эту же группу входят и регионы с незначительным числом избирателей и разными уровнями адмресурса. В крупных регионах с высоким уровнем адмресурса результат для оппозиции достижим лишь в условиях договоренностей с региональными властями. В небольших регионах результат достижим, но неспособен оказать воздействие на электоральную картину на федеральном уровне», – подытоживают исследователи.

Стоит отдельно заметить, что наибольший протестный потенциал эксперты Института видят в Иркутской (здесь на выборах губернатора этой осенью победил коммунист – прим. ред.), Челябинской и Свердловской областях, а также Новосибирской области. Москва и Санкт-Петербург заняли пятую и шестую строчки, соответственно. Полностью такой потенциал отсутствует в Чечне, Дагестане, КБР, КЧР, Ингушетии, в республиках Тыва и Мордовия. Еще два субъекта РФ – Республика Крым и Севастополь не получили оценки в результате данного исследования ввиду отсутствия корректного массива информации.

Южные реалии

«Если опираться на результаты думских выборов непосредственно 2011 года, то картина выглядит, и правда, не совсем приглядной не только для единороссов в Ростовской области, но и для партии власти в масштабах всей страны, – прокомментировал «ФедералПресс.Юг» замдиректора Южнороссийского центра развития парламентаризма Александр Сухарь. – Именно на зимние месяцы 2011–2012 годов пришелся наибольший пик протестной активности населения, которая породила и Болотную, и Сахарова... Тогда «Единая Россия» в Ростовской области набрала почти на 30 пунктов меньше голосов (в процентном соотношении), нежели набирала в 2007 году на аналогичных выборах в федеральный парламент. Насколько уместно делать прогнозы, опираясь только на результаты думских выборов, между которыми интервал в четыре года, а теперь и вовсе в пять? Ведь между парламентскими выборами 2011 и предстоящими – 2016 года – произошло немало других, не менее ярких электоральных событий».

В пример эксперт приводит 2012 год: в Ростовской области шло голосование на президентских выборах, где электоральная поддержка Владимира Путина была в разы выше, нежели у партии власти в 2011 году. А на выборах в Законодательное собрание 2013 года единороссы одержали сокрушительную победу над оппонентами, забрав 52 депутатских мандата из 60. Все в том же 2013 и последующем 2014 году партия власти выиграла практически все муниципальные выборы в регионе, забрав 90 % депутатских мандатов в муниципальных образованиях Ростовской области, напоминает замдиректора Южнороссийского центра развития парламентаризма. «В нынешнем году единороссы сформировали абсолютное большинство в городском парламенте донской столицы, выиграли выборы в других муниципальных образованиях, наконец, губернатором Ростовской области стал выдвиженец «Единой России», набравший почти 80 % голосов избирателей. Подобные результаты, наоборот, могут навести нас на мысль, что выборы 2016 года в Госдуму могут стать весьма позитивными в плане результатов для единороссов Ростовской области», – заключает Александр Сухарь.

Руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS, представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Волгоградской области Виталий Арьков считает, что, применительно к Волгограду потенциал протестного голосования и реалии – две абсолютно разные вещи: «Иркутский пример вполне показателен. Власть в Кремле понимает, что коммунисты – это реальная оппозиционная сила, которая может представлять угрозу для «Единой России» на выборах. Не сама партия КПРФ, а ее электорат. Поэтому нужно договориться с КПРФ, и я думаю, что с ними уже договорились. Повторение иркутского сценария в некоторых регионах страны нельзя исключать и на выборах в Госдуму в 2016 году. Что касается Волгоградской области, то здесь весьма интересная ситуация. Волгоград долгое время был «красным поясом». Здесь по-прежнему позиции коммунистов достаточно сильны. И если бы выборы были честными, я думаю, что ЕР не набирала бы столько, сколько набирает сейчас». Но сейчас проблемы есть внутри самого Сталинградского обкома, у них есть Николай Паршин, приемник Алевтины Апариной, который оказался в центре громкого скандала и стал фигурантом уголовного дела, напоминает Арьков. «И именно с ним, как я понимаю, нынешняя власть договариваться не собирается. Число мандатов, которые коммунисты могут получить, избираясь от Волгоградской области, зависит от личности первого секретаря. Если останется Паршин – будет одна ситуация, если его сменит Таранцов или Шаманаев (Михаил Таранцов – депутат Волгоградской областной думы, Евгений Шаманаев – депутат Волгоградской городской думы, руководитель фракции КПРФ, прим. ред.) – будет другой сценарий. В случае избрания Шаманава, будет «тесная любовь» с администрацией региона. Таранцов – более принципиален, но не конфликтен и не коррумпирован, как другие персоны», – прокомментировал «ФедералПресс.Юг» Виталий Арьков.

Он добавил, что ситуация с Паршиным зашла слишком далеко, и следственным органам скоро предстоит либо посадить, либо отпустить лидера волгоградских коммунистов. «Если сейчас Паршина оправдают, то региональные власти, как и местные силовики, окажутся в дураках. Очень сложный вопрос – где ставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать» – заявил эксперт.

Легкой прогулки не будет

Говоря о ситуации в Калмыкии, Виталий Арьков отметил, что глава республики Алексей Орлов опирается на поддержку «Единой России» и КПРФ. «Де-юре они являются оппонентами, но де-факто оба отделения этих партий подготовлены главой региона. Там как раз царит мир и дружба. Сейчас в Калмыкии «Справедливая Россия» тоже пытается стать партией власти, но пока у нее из этого ничего не выходит», – заявил руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS.

В то же время партии власти и в Ростовской области, и в других южных регионах (традиционно голосующих за «Единую Россию»), не стоит заранее рассчитывать на легкую прогулку в период думских выборов, уверен Александр Сухарь. «Безусловно, есть ряд проблемных мест внутриполитической ситуации в стране, которые окажут свое влияние на протестный потенциал некоторой части населения. Усиление санкций со стороны западных государств также добавляет некоторую напряженность в общественно-политическую и экономическую обстановку, в том числе и на юге России. Падение цен на нефть при возрастании цен на иностранную валюту, в первую очередь доллар и евро, делает экономическую ситуацию в стране во многом проблемной, а это, в свою очередь, приводит к существенной экономии нашего государства по всем фронтам. Насколько я понимаю концепцию проекта бюджета страны на 2016 год, значительные сокращения пойдут по всем расходным статья, за исключением, скорее всего, оборонки», – комментирует эксперт. Поэтому в условиях сокращения трансфертов из федерального бюджета в региональные и муниципальные ухудшение экономической ситуации в Ростовской области и в других регионах юга страны будет ощущаться. А это, в свою очередь, при грамотной политической работе (ставка на протест и демагогическую риторику) может привести к усилению позиций оппонентов «Единой России», в первую очередь КПРФ и «Справедливой России». «Думается, что основной протест населения на выборах в Госдуму 2016 аккумулируют именно эти партии», – заключает Александр Сухарь.
2015ФедеральныеФедеральный уровень



>>
Лента новостей


ЖЖивая политика



Анонсы и события

"Выбор Народа" в социальных сетях: