Политические планы Ройзмана, заявившего о возможности избрания губернатором Свердловской области, пошли прахом. И дело вовсе не в ликвидации последствий снегопада или завышенных амбициях, а в окончательном уходе из его жизни людей, которые верили в народного «Женьку Ройзмана». Один из них – Андрей Кабанов, который рассказал на заседании по «делу Кинева» о роли главы Екатеринбурга в преступлениях, инкриминируемых депутату городской думы. Показания «Дюши» могут стать переломным моментом в процессе и в корне поменять статус Ройзмана в уголовном деле.
Со дня вынесения приговора общественнику, бывшему руководителю нижнетагильского фонда «Город без наркотиков» Егору Бычкову, осужденному за незаконное лишение свободы, прошло чуть больше пяти лет. В то время в зале заседаний его поддерживали соратники – Евгений Ройзман, Андрей Кабанов и Евгений Маленкин, а после окончания процесса тогда еще прокурор Свердловской области Юрий Пономарев в интервью «Российской газете» прокомментировал позицию обвинения и дал свою характеристику наркоборцам. 23 декабря в Свердловском областном суде на заседании по «делу Кинева» – экс-депутата Екатеринбургской городской думы и бывшего товарища Ройзмана – не было ни Евгения Маленкина, отсиживающего четырехлетний срок в одной из свердловских колоний, ни Егора Бычкова, разочаровавшегося в экс-наркоборце.
Не было в суде и «Женьки Ройзмана», вместо которого пришел глава Екатеринбурга Евгений Вадимович Ройзман, заявлявший в 2013 году, мол, «я иду в мэры, потому что Маленкина взяли в заложники». Как мы помним, избрание не спасло Маленкина, который, как говорил ранее Бычков, «из-за мэра и оказался за решеткой».
Зато в суд пришел теперь уже замгенпрокурора РФ Юрий Пономарев, целью которого было усилить позицию государственного обвинения в деле об убийстве пенсионерки Ледовской, и нынешний президент фонда «Город без наркотиков» Андрей Кабанов. Теперь уже и фонд отошел от садистских и противозаконных методов работы, и у самого Кабанова мало общего с Евгением Ройзманом, которого он называет «чудовищем».
Глава Екатеринбурга пришел на суд во второй раз – его допрашивали в ноябре. О необходимости явиться повторно тогда заявил Юрий Пономарев, пояснив свою позицию тем, что его физическое присутствие было бы желательно при допросе другого свидетеля – Андрея Кабанова. Бывшие друзья должны были встретиться лицом к лицу еще месяц назад, но заседание переносилось по ряду причин.
На суде Андрей Кабанов рассказал свою версию событий, происходивших в период с ноября 2013 по июль 2014 года, когда пенсионерка Ольга Ледовская пришла на прием к мэру Екатеринбурга, а спустя полгода была зверски расчленена по заказу, как считает следствие, экс-депутата городской думы Олега Кинева. О некоторых из них он знает со слов самого Ройзмана, который за несколько дней до задержания депутата сообщил ему о странностях с пропажей пожилой женщины.
– 12 июля, в субботу, я сидел в «Шоко» (кофейня в здании Центральной гостиницы. – Прим.), пил кофе. В кафе зашел Ройзман после пробежки, увидел меня, поздоровался и сказал: «Андрюха, у меня проблемы», – начал говорить Андрей Кабанов.
Глава города ему рассказал, как в ноябре 2013 года на прием приходила Ледовская, и как он поручил Киневу, сидевшему в этом же кабинете, помочь женщине с ее проблемами.
– Через некоторое время она опять приходит на прием к Ройзману и говорит: «Женя, там что-то начинается не то, он хочет забрать у меня квартиру, мне это не нравится». После этого он обращается к юристу Бельянскому, тот занимается этим делом и 19 мая ему говорит: «Женя, у этой женщины отняли квартиру». Ройзман был подавлен и в конце нашего разговора сказал: «Андрюха, я думаю, что этой женщины нет. Если ее нет, я уйду в отставку (Ройзман не подтверждает эти слова. – Прим.)». Я ему говорю: «Женя, все правильно. Для начала сегодня же пиши заявление». Он сказал: «Ладно». В воскресенье я его набрал: «Женя, написал заявление?» – «Нет». В понедельник набираю: «Женя, написал заявление?» – «Да, я был». «В управлении был?» – «Нет, бери выше». «В конторе, ну в смысле ФСБ?» – «Да, ФСБ», – рассказал о диалоге Кабанов.
Спустя девять дней, 21 июля, когда стало известно об аресте депутата, Кабанов позвонил Ройзману и спросил: «Женя, ты где?» – «Я в Синячихе (Верхняя Синячиха, поселок в Алапаевском районе Свердловской области. – Прим.)».
– Он уехал туда, и больших усилий стоило одному человеку его достать, – говорит Кабанов.
Он прокомментировал и информацию о пяти миллионах рублей, которые якобы вымогал Евгений Ройзман за передачу мандата Киневу. По первоначальным показаниям подсудимого, именно долг перед главой города и желание по-быстрому расплатиться побудили его к умышленному завладению трехкомнатной квартирой пенсионерки.
– Я знаю, что на выборах было потрачено порядка 20 миллионов, но это деньги не Ройзмана, он ни копейки не потратил. Мы все знаем, что Ройзман отдал свой мандат Киневу. И в какой-то момент Кинев перестал выполнять требования и поручения Ройзмана, которые исходили от Тунгусова. После этого и возникла эта сумма. Мы с ним по этому поводу однажды встречались в администрации. Он говорит: «Андрей, Ройзман требует отдать ему мандат». Я ему: «Посылай его подальше».
Как известно из материалов дела, Олег Кинев, испытывая недостаток средств, даже обращался к своей помощнице Елене Гирс, чтобы она оформила кредиты на себя, а деньги передала ему.
– Я ее знаю очень давно, она работала в фонде. Елена мне звонит и говорит: «Андрей, меня Кинев заставляет брать кредиты». Я говорю: «С чего ради? Не бери. Иди к Ройзману». Она: «Ройзман сказал – бери», – вспомнил о телефонном разговоре Кабанов.
Деньги, по показаниям Кинева, нужны ему были, чтобы расплатиться по кредитам и за автомобиль «Мерседес», который он приобрел у Сергея Чувакова, еще одного обвиняемого в мошенничестве с квартирой, но его дело выделено в отдельное производство и рассматривается в Кировском районном суде Екатеринбурга.
«Мне нужно было всего 300 тысяч рублей. Кроме того, у меня были долги перед банками: перед «СКБ» миллион рублей, «Ханты-Мансийскому банку» должен пятьсот тысяч. Кредит Гирс я собирался использовать для выплаты этих кредитов. Всего с женой на двоих у нас было четыре миллиона рублей кредитов», – говорил ранее Кинев на суде.
Сам Ройзман опровергает какие-либо договоренности с подсудимым Киневым о выплате пяти миллионов.
– У меня не было никогда с ним никаких финансовых отношений. Был случай, когда я один раз за него поручился. Я не представляю, как можно попросить деньги за мандат. Мне доводилось в жизни многому народу помогать стать депутатами, но никогда речь не шла о деньгах, – возразил Ройзман.
Несмотря на показания Кинева, которые он начал давать сразу после задержания и в которых говорил о причастности к преступлению Ройзмана, Кабанов не верит, что именно мэр приказал убить старушку. Он считает, что если бы Ройзман, зная за три дня до смерти Ледовской о мошенничестве с ее недвижимостью, приказал Киневу и его сообщникам вернуть квартиру обратно, то убийства бы не произошло.
– Я не верю, что Ройзман послал Кинева убивать бабушку. Это исключено. Но я уверен, что этот человек виноват в том, что произошло такое страшное событие. 19 мая Ройзман уже знал, что было совершено мошенничество с квартирой. Он знал, что нужно было тупо всех собрать и сказать: «Если не вернете квартиру, будете наказаны». Но он этого не сделал, и это привело к ряду событий – нету женщины и поломаны судьбы четырех людей, их судят за очень серьезные преступления, а Ройзман, как всегда, остался в стороне. И это не только этого дела касается – то же самое было и с Маленкиным. Интересное дело – все вокруг садятся, а он один у нас хороший и пушистый. Я не лучше Ройзмана, но если ты берешь планку «сила в правде», то нужно этому соответствовать, – застыдил главу уральской столицы Андрей Кабанов.
По просьбе одного из государственных обвинителей, среди которых был и Юрий Пономарев, Андрей Кабанов дал характеристику подсудимому Киневу и своему бывшему товарищу «Женьке Ройзману».
– Кинев мутный, но это устраивало Ройзмана. С Ройзманом у нас сейчас не то что никаких отношений – для меня он натуральное чудовище, и я виновен в том, что он такой. Он очень серьезно болен. Кинев боялся Ройзмана, это 100 процентов. Ройзман же может пуху набросать, у него такая бурная жизнь была, он фантаст-писатель, Бэтмен. Я чувствую груз моральной ответственности за то, что вырастил вот это чудовище. Завтра всех приглашаю на пресс-конференцию, чтобы знали, кто такой Женя Ройзман», – дал характеристику главе Екатеринбурга Андрей Кабанов.
Ройзман, в свою очередь, решил высказать свою позицию по поводу вызова в суд Кабанова и его показаний. По его мнению, гособвинение необъективно, а Кабанова и Пономарева связывают добрые отношения. Однако «Дюша» отрицает приятельские отношения с замгенпрокурора и говорит, что его связывает с ним только процесс по Бычкову.
– Наши отношения касаются только следующего: когда возник вопрос по Бычкову, я участвовал в этой лжи, мне на совесть давил прокурор Пономарев и говорил: «Ты же знаешь, что все не так». Я прятал глаза и говорил: «Знаю, но у нас корпоратив», – вспомнил о событиях пятилетней давности Андрей Кабанов, когда еще никто не подозревал, что после Бычкова сядет сначала смотрящий женского реабилитационного центра Игорь Шабалин, а затем и Маленкин.
После перекидывания репликами и обвинениями в адрес друг друга в зале заседания накалилась атмосфера, судья призывал стороны к порядку, а журналисты гадали, когда начнется спарринг – некоторые были уверены, что бывших соратников придется разнимать приставам и полицейским. Не успокаивался ни эксцентричный Кабанов, ни вспыльчивый Ройзман, который неоднократно перебивал Юрия Пономарева. В какой-то момент заместитель генпрокурора не сдержался.
– Это не ваша заслуга, что вы здесь стоите, а не там сидите, – обратился Пономарев к Ройзману, кивая в сторону Кинева и двух его сообщников Гусева и Худоногова.
– Вы передергиваете слова, и я считаю, что для замгенпрокурора это недостойно, – парировал Ройзман.
– Не надо давать мне оценку, – возразил мэру Пономарев.
Стоит отметить, что на заседание суда Евгений Ройзман пришел с двумя адвокатами – Вадимом Дымковым и Натальей Долгалевой, ранее отстаивающими его интересы на различных судебных заседаниях. Они же были и защитниками по делу Евгения Маленкина. Наблюдатели, следящие за процессом, отмечают, что присутствие связано с опасениями Ройзмана по поводу дальнейших перспектив уголовного дела, в котором он проходит пока свидетелем. Однако у суда и следствия по ходу процесса может измениться позиция, и тогда глава города станет одним из обвиняемых – его могут признать пособником.
Наши собеседники, следящие за ходом заседаний, связывают это, во-первых, с новыми показаниями Кабанова, а во-вторых, с позицией Кинева. В своих первых пояснениях по делу он также указывает, что Ройзман был причастен к совершенным преступлениям. Несмотря на то, что позже он стал отрицать участие своего «шефа», именно они могут лечь в основу обвинительного заключения. Это связано с тем, что Кинев путается в более поздних показаниях, а на одном из заседаний совершенно неожиданно заявил: «Чтобы лгать, нужно иметь хорошую память, а у меня она не очень».
– Он сейчас в западне. С одной стороны адвокаты, которые настаивают на необходимости отвечать на уточняющие вопросы судьи и государственных обвинителей, с другой Ройзман. В первом случае ему придется рассказывать, как все было на самом деле, поэтому он выбрал второй вариант – прикрываясь 51 статьей Конституции, играет в молчанку. Ведь он понимает, что сидеть придется все равно, а если он сдаст Ройзмана, то в колонии из него сделают «фарш», – рассказывает один из осведомленных источников.
Если Ройзман станет фигурантом уголовного дела, это в корне поменяет его политические планы. Он неоднократно высказывался о возможности участия в выборах депутатов Госдумы, однако избирательная комиссия вряд ли пойдет на прецедент и зарегистрирует подследственного. Да и той команды, которая была у него еще в 2013 году, нет. По сути, Евгений Ройзман на сегодняшний день остался один. Все его бывшие соратники либо отвернулись от него, либо сидят. Об этом говорит и Юрий Пономарев. Обращаясь к Ройзману, он отметил: «Евгений Вадимович, а вам не кажется, что те, кто был на вашей стороне, либо садятся на скамью подсудимых, либо пропадают?»
Иван Морозов
2015МестныеСвердловская область