CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Выборы в России » Выборы 2014 » Региональные выборы 2014 » «Сто дней» губернаторов: первые промежуточные итоги

 
«Сто дней» губернаторов: первые промежуточные итоги[edit] / [/ediitt]]
(22.12.2014)
Прошло 100 дней после избрания (переизбрания) 30-ти глав российских регионов. Мы решили следовать популярной традиции подведения первых промежуточных итогов руководства регионами губернаторов, прошедших выборы.

Наполеон за свои легендарные «сто дней» успел провести конституционную реформу и выиграть несколько сражений. Какие реформы успели провести российские губернаторы и какие сражения им пришлось дать – в нашем материале. Отметим, что позже, в октябре, региональными заксобраниями Кабардино-Балкарии, Крыма и Севастополя были избраны еще трое глав, о них в данном материале речь не идет, итоги их «ста дней» будут подведены позже.

Победоносное избрание

Стартом «ста дней» стала победа на выборах. Победителей, конечно, не судят, но мы возьмемся нарушить это правило и оценить степень успеха.

Ровно половина губернаторов набрала на выборах свыше 80% голосов, что есть абсолютный успех. Рекордсменом сентябрьских выборов стал глава Самарской области Николай Меркушкин, набравший свыше 91%.

Очень высокие результаты инкумбентов контрастировали с невысокой явкой, лучшего «явочного» результата добились Башкирия (65,76%) и Самарская область (56,9%).

Главными «неудачниками» стали главы Якутии Егор Борисов (58,79%) и Республики Алтай Александр Бердников (чуть более 50%). Последний стал «хромым» губернатором: до сих пор не закрыт полностью вопрос легитимности избрания и сопутствующих проблем. Судебная тяжба с конкурентом Владимиром Петровым продолжается. Отступать последний не намерен, а поставившая подпись за Петрова перед выборами глава муниципального района Турочакского района Елена Унучакова была отправлена в отставку, но уходить отказалась. Попавшую в опалу главу муниципалитета поддержал курултай алтайского народа. Таким образом, политическое противостояние все сильнее приобретает неприятную для Бердникова этническую окраску.

Кроме Республики Алтай, скандалами на выборах отметилась Липецкая область (губернатор Олег Королев был даже отмечен заметным падением в рейтинге ФоРГО) и особенно Санкт-Петербург (максимальное число зафиксированных нарушений, большой процент досрочного голосования, кампания по порче бюллетеней).

В Волгоградской, Челябинской, Новосибирской областях новые главы пришли к власти после отрешения от должности президентом предыдущих в результате коррупционных скандалов. В Красноярском крае теперь уже экс-губернатор Лев Кузнецов ушел на повышение – возглавил министерство по делам Северного Кавказа. Пришедший «варяг» Виктор Толоконский сумел одержать довольно убедительную победу, а Иван Серебряков – креатура местного влиятельного бизнесмена Анатолия Быкова – занял лишь третье место.

«Варяги»

Из всех избранных губернаторов к явным «варягам» можно отнести глав Волгоградской и Орловской областей, Красноярского и Ставропольского краев, остальные либо являются местными, либо уже успели проработать какое-то время в своих регионах (наименьший срок работы до избрания у самарского губернатора Николая Меркушкина – два года).

Отношение к губернаторам, особенно к «варягам», и их методам управления раскалывает и «Единую Россию», и другие влиятельные в регионах силы.

Кадры решают все: сенатская ротация, министерская реформа, преобразование легислатур

Сразу после избрания губернаторы начали ротацию сенаторов. В общей сложности было заменено около 30-ти членов верхней палаты. Сменились представители верхней палаты от НАО, Калмыкии, Липецкой, Волгоградской, Новосибирской, Челябинской, Астраханской областей, Алтайского края, Самарской, Орловской, Кировской, Нижегородской областей, Якутии. Сенаторы от Санкт-Петербурга, Ивановской области, Удмуртии свои должности сохранили.

Закончив с сенаторской рокировкой, многие губернаторы интенсивно взялись за правительственную реорганизацию. Для многих это означает усиление личной власти. Так, губернатор Челябинской области Борис Дубровский принял решение совместить посты главы региона и регионального правительства, а также подчинить себе напрямую областной минфин. Глава Алтайского края Александр Карлин избавился от необходимости согласовывать кандидатуры министров с заксобранием (теперь делает это единолично). Глава Новосибирской области Владимир Городецкий инкорпорировал в свою команду бывшее руководство региональной столицы.

Пришедшие к власти «варяги» вынуждены находить консенсус в кадровой политике между опорой на местную элиту и на «свою» команду. Виктору Толоконскому это пока удается, Вадим Потомский (Орловская область) же успел стать объектом критики за невыполнение обещаний опираться на местные кадры.

Правительство Санкт-Петербурга же постепенно превращается в экс-элитную зону и синекуру для бывших федералов: вытеснение последними даже соратников губернатора Георгия Полтавченко может говорить об ослаблении его позиций.

Параллельно в регионах началась перестройка заксобраний. Переход региональных парламентов Волгоградской, Вологодской, Курганской, Мурманской, Нижегородской и Новосибирской областей к работе депутатского корпуса на «неосвобожденной» основе, по мнению наблюдателей, приводит к еще большему усилению «Единой России» в региональных легислатурах за счет контроля над немногими оставшимися «профессиональными» депутатскими портфелями. Обновление за прошедшие 100 дней коснулось и самой партии власти – состоялась смена руководства региональных отделений в Коми, Кировской и Волгоградской областях.

Укрупнение регионов

Несомненно, одним из ключевых (и неожиданных) событий стало де-факто укрупнение регионов: отныне в ХМАО, ЯНАО и НАО губернаторы будут избираться заксобраниями по представлению президента, а участвовать в отборе кандидатов будут главы «материнских» областей. Это означает, что глава Тюменской области Владимир Якушев после избрания заметно нарастил политический вес.

Учитывая растущий интерес федерального Центра к Арктике и планы по созданию отдельного министерства, можно предположить, что пять избранных глав арктических регионов (НАО, Мурманская, Якутия, Красноярский край, Коми) будут стараться извлечь из этого пользу для своих субъектов РФ, а главу НАО Игоря Кошина теоретически может ждать предложение перейти на федеральную должность.

Муниципальная контрреформа

Перед всеми (в том числе избранными) губернаторами возник серьезный вызов – муниципальная реформа. Самый жесткий ответ был дан главами Челябинской и Самарской областей, которые первыми провели самый радикальный вариант муниципальной реформы из четырех возможных и де-факто «упразднили» МСУ в региональных столицах.

Городские советы и думы выбрали мэров в Элисте, Мурманске, Кургане и других городах, на очереди – Республика Алтай, Ставропольский край, Вологодская, Челябинская области. Отменены мэрские выборы и в Красноярске (а также других крупных муниципалитетах края), где губернатор Виктор Толоконский, видимо, пытается подстраховаться от «атаки» известного предпринимателя Анатолия Быкова. В Мурманской области для отмены мэрских выборов губернатору Марине Ковтун остается только поставить подпись под принятым облдумой законом. Прямые выборы муниципальных глав упразднены в Оренбургской и Орловской областях.

Главы Астраханской области (Александр Жилкин) и Приморского края (Владимир Миклушевский), изначально объявив о намерении сохранить избираемых мэров, на деле поддержали их ликвидацию. В то же время о решении сохранить выборы мэров объявил глава Новосибирской области и Воронежской – Алексей Горрдеев.

После отмены прямых выборов мэров регионы (Орловская область) начали процесс перераспределения полномочий (в градостроительной, земельной, жилищно-коммунальной, тарифной сферах). Челябинская область «вовлекает в оборот резервы муниципальных бюджетов» (читай – отбирает ресурсы), сопротивляться в Челябинске некому – глава администрации Сергей Давыдов ушел в отпуск с последующей отставкой, на его место назначен человек из команды Дубровского, бывший мэр Магнитогорска – Евгений Тефтелев. Новосибирский губернатор Владимир Городецкий отобрал у областного центра 10% сборов от НДФЛ (Новосибирск теряет 3,5 млрд руб.), кстати, данное решение не было сразу поддержано даже «Единой Россией».

В то же время столь жесткое наступление на муниципальные бюджеты встречает нарастающее сопротивление в Республике Алтай, Архангельской, Нижегородской областях; главы сельских поселений Челябинской области также написали президенту РФ Владимиру Путину письмо, где просят отменить изъятие ряда доходов из бюджетов сельских поселений. Мэр Череповца Юрий Кузин фактически обвинил власти региона (Вологодская область) в грабеже муниципалитетов.

«Сто дней экономии»

Эксперты полагают, что многие губернаторы пошли на «досрочку» в 2014г., дабы избежать потом политических последствий экономических проблем и воспользоваться общей посткрымской эйфорией. Тем не менее, после избрания экономическая реальность оказалась сурова одинаково для всех. Так, одной из первых проблем, возникших перед «избранниками», стал рост цен сначала на бензин и перебои с его поставками (Новосибирская область, Красноярский край), а затем и на продукты питания.

Виктор Толоконский выбил для региона (Красноярский край) очередной бюджетный кредит, а глава находящейся под угрозой банкротства Курганской области Алексей Кокорин отказался от «золотого парашюта» и прочих полагавшихся льгот, призвал к тому же депутатов заксобрания, а также поручил сократить ряд ведомственных расходов на 10%. Николай Меркушкин (Самарская область) объявил о «режиме жесточайшей экономии» (правда, согласно некоторым данным, расходы на содержание правительства лишь вырастут). Данное решение совпало со странным конкурсом мэрии Самары на услугу по доставке домой сотрудников администрации (4,5 млн руб.).

Преступления, катастрофы, конфликты

Сразу ряд регионов захлестнула настоящая нарковойна по образцу Мексики, курительные смеси вызвали целую волну отравлений и смертей. В зоне бедствия оказались Кировская, Нижегородская, Ивановская области, где с наркоэпидемией началась борьба. В этом контексте совершенно логичным выглядит введенное в Липецкой области и Приморском крае ограничение на продажу энергетических напитков (уже введено в Астраханской области, Ставропольском крае).

Ставропольский край понес существенные имиджевые потери в результате резонансного преступления – зверского избиения со смертельным исходом в больнице Минеральных Вод. Губернатором принят ряд кадровых оргвыводов: ушел в отставку глава муниципальной администрации, отстранены от должностей ряд полицейских, чиновников, сотрудников больницы. Ставропольский край также отметился тем, что в нем был за первые 100 дней после избрания Владимирова введен кратковременный режим КТО, а глава края отправил письма коллегам из республик СКФО, где обвинил молодежь из кавказских регионов в неподобающем поведении.

«Битва за урожай» или будет ли голод?

Избирательная кампания совпала с уборочной, так что губернаторам пришлось одновременно собирать и голоса, и урожай. Получилось не всегда хорошо. Так, в Курганской области под снегом оказалось 40% (!) урожая. Во всех районах был объявлен режим ЧС (для получения компенсаций из федерального бюджета). Примеру Кургана по введению ЧС последовал Алтайский край, где потерян урожай на 600 тыс. га. Тем не менее, аграрии региона наладили производство новых сортов сыра, аналогичных европейским, попавшим под санкции.

Министр сельского хозяйства Николай Федоров распорядился организовать поддержку пострадавшим от ЧС регионам; документы для помощи поступили (или готовятся) от Оренбургской, Курганской областей, Республики Алтай, Алтайского края. Так, Александр Карлин (Алтайский край) добился в итоге компенсации потерь сельского хозяйства – регион получил дополнительно 17 млн руб.

Несмотря на оптимистичные данные Минсельхоза, можно констатировать наступление «гречневого кризиса»: цены на крупу очень резко выросли в Самарской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Челябинской областях, Башкирии, Ставропольском и Приморском краях. Граждане интенсивно жалуются на повышение цен в региональные УФАС (проверки прошли в Башкирии, Алтайском крае, Оренбургской, Челябинской областях), впрочем, значительных нарушение ведомство пока не нашло. В большинстве регионов созданы комиссии и штабы по контролю над ростом цен.

Можно в очередной раз отметить, что целесообразной оказалась организация поддержки аграриев на уровне региона (в качестве примера можно отметить Алтайский край с выделенными в течение года 5,5 млрд руб. поддержки села). Александр Карлин также, следуя рекомендациям экспертов, организовал биржу деловых контактов, на которой крупные сети и местные производители смогут при посредничестве региональных властей договориться о сотрудничестве.

Таким образом, избранные губернаторы в целом продемонстрировали высокую активность. Тезис о том, что «варяги» менее успешны, чем местные, действует не всегда, а лишь с поправкой на специфику региона и личность губернатора. Избравшись досрочно, ряд губернаторов избавили себя от части политических проблем и высвободили время для решения проблем социально-экономических, демографических и производственных. Оценивая в целом деятельность большинства глав как удовлетворительную, все же заметим, что досрочное избрание не должно становиться одним из основных методов политического управления.
2014РегиональныеФедеральный уровень



>>
Лента новостей


ЖЖивая политика



Анонсы и события

"Выбор Народа" в социальных сетях: