CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Выборы в России » Выборы 2015 » Региональные выборы 2015 » Политолог Наталья Коломейцева: «Явка на выборах – зеркало современной политической системы?»

 
Политолог Наталья Коломейцева: «Явка на выборах – зеркало современной политической системы?»[edit] / [/ediitt]]
(23.09.2015)
Очередной электоральный цикл в России, завершившийся 13 сентября текущего года выборами, получил от экспертного сообщества политологов разные оценки. В СМИ прозвучали полемичные мнения – от умеренных до радикальных. Явка стала одним из основных критериев не только для легитимности выбранной власти, но и всей современной российской политической системы.

Вопрос о явке избирателей для нашей страны традиционный. По словам экспертов, явку, понижая или повышая ее уровень, используют политтехнологи для достижения желательного результата. Интерес общества к политике и к выборам зачастую становится чуть ли не единственным критерием легитимности вновь избранной власти, а также индикатором состояния политической системы. Но так ли это на самом деле? Нужно ли сгущать краски?

По словам канд. политических наук, зав. каф. политологии ДВФУ Натальи Коломейцевой: «В обществе всегда будут активные и инертные люди. Причем, инертная часть довольно внушительна во все исторические этапы, конечно, исключая периоды тоталитарных режимов. Этому обстоятельству - масса объяснений, таких как стадия этногенеза, на которой находится нация, политическая конъюнктура, условия жизни людей, степень свободы и многое другое. Нужно совершенно спокойно принять тот факт, что часть общества будет всегда инертна и не только по отношению к выборам. Она фактически безразлична к власти, а значит, нет смысла биться за повышение уровня явки от этих граждан. Еще древнегреческий философ Платон говорил, что для справедливых выборов важны качественные показатели самих избирателей. В идеале гражданин должен делать осознанный выбор и делать его только по своей воле. Заставить инертных граждан голосовать, наверное, возможно, но тогда будут нарушены основные принципы демократии, зафиксированные в Конституции РФ. Каждый дееспособный гражданин России, достигший совершеннолетия имеет право выбирать. Не стоит путать «право» и «обязанность». Свобода каждого в государстве проявляется и в том, что человек может воспользоваться своим правом, а может и воздержаться от его реализации. Это крайне важное обстоятельство. Отечественный законодатель исходит из того, что инертный избиратель, т.е. тот, который не ходит на выборы, совершенно неважно, по каким причинам, фактически делегирует свое право решать тем активным избирателям, которые на выборы ходят. Мы много лет занимаемся выборами, и я могу точно сказать, что это серьезное заблуждение, что выборы делаются в «кабинетах» путем межэлитных коммуникаций. Нет, их делают избиратели. От нарушений и грязных предвыборных технологий, конечно, никто не застрахован, но если избиратели все же пришли и проголосовали, политические манипуляции обречены на провал», - подчеркнула эксперт.

Центр социальных инноваций «Черный куб» провел исследование результатов выборов, выбрав критерием явку избирателей в день голосования в различных субъектах РФ.

Явка на губернаторских выборах по всей стране отличалась в разы. В этом году единый день голосования установил рекорд и антирекорд явки на губернаторских выборах в России. Аман Тулеев победил на выборах в Кемеровской области с результатом в 96,67% голосов при явке в 92,13% избирателей, а Игорь Орлов победил в первом туре на выборах губернатора Архангельской области с результатом в 53,28% при явке избирателей в 20,99%.

Причем, показатель явки не всегда свидетельствует об уровне поддержки действующего должного лица на выборах. В этом году примером этому стала республика Марий Эл, в которой показатель явки был на уровне средней по стране (47,1% избирателей при средней явке по губернаторским выборам в 51,37% по стране), а результат врио главы республики Леонида Маркелова на выборах (50,76%) едва позволил ему победить в первом туре.

Результат кандидата от партии «Единая Россия» на выборах главы республики Марий Эл, как и у действующих губернаторов в Амурской, Архангельской и Иркутской областей свидетельствуют о высоком уровне конкуренции на выборах. Часть населения выразила своеобразный протест. Учитывая, что «протестное голосование» чаще всего присуще городским избирателям, а явка в городах ниже, чем в сельской местности, то многие эксперты в день голосования высказались о том, что если бы на участки в городах пришло большее количество избирателей, то в Амурской, Архангельской областях и республике Марий Эл второй тур стал бы реальностью.

Однако, как и ожидалось, во многих городах данных регионов на участки пришло не более четверти избирателей. Как отмечают эксперты, абсентеизм на выборах 2015 г., как и на многих других, вызван недоверием избирателей. По опросам избиратели не верят, что «их голоса способны что-то изменить».

При этом есть одно «но». Выборам главы региона в Марий Эл был присущ и абсентеизм, и протестное голосование. По сути: и одно, и другое является выражением потенциального протестного настроения. Стоит отметить, что из большинства субъектов с низкой явкой избирателей на выборах 13 сентября уже пришла информация от региональных избиркомов о том, что главная причина малого количества проголосовавших избирателей видится в «плохой работе кандидатов с населением в предвыборный период». В какой-то мере это действительно так. Понимая политическую конъектуру в различных регионах страны, сложно было ожидать от Амурской, Архангельской, Смоленской областей, как высокой явки избирателей на выборах, так и высочайшего результата от кандидатов от «партии власти». Соответственно, поле для деятельности оппозиционных партий расчищалось. Другое дело, что, по итогу, многие избиратели на участки 13 сентября не пошли.

Таким образом, пресловутый уровень легитимности выборов, понятие, которое можно трактовать по-разному, создается всеми без исключения участниками избирательного процесса. Необходимо отметить, что кроме описанных выше факторов на процент явки избирателей на выборах в регионах повлияли и многие другие причины. На основе анализа Центром социальных инноваций «Черный куб» был составлен рейтинг регионов по количеству пришедших избирателей на избирательные участки:


Политолог Наталья Коломейцева: «Явка на выборах – зеркало современной политической системы?»

Обращаясь к рейтингу регионов по результатам явки населения на выборы регионального масштаба, необходимо отметить четыре субъекта РФ с высокой явкой населения (Кемеровская и Пензенская области, республика Татарстан и Ямало-Ненецкий автономный округ) и три региона-аутсайдера по показателю явки на губернаторских выборах (Иркутская, Смоленская и Архангельская области).

Несмотря на то, что Аман Тулеев и Рустам Минниханов объективно лучше других переизбираемых губернаторов известны россиянам, многие эксперты неоднозначно отнесли к запредельным результатам выборов, соответственно, на Кузбассе и в Татарстане. Действительно, явка в 92,1% избирателей в России на практике указывает на мобилизационных характер работы с электоратом со стороны тех, кто собирался переизбираться на пост. Власти регионов создали праздничную атмосферу в городах и районах в день выборов с некой «системой поощрения» избирателей, проводимых от имени избиркомов. Можно долго рассуждать о том, какие истинные мотивы были у избирателей в Кемеровской области и Татарстане, однако данные регионы, как никакие другие, показали центру свою готовность не только к выборам в Госдуму в следующем году, но и даже к президентским в 2018-м.

Что касается региональных выборов на Ямале, то в отличие от других регионов с высокой явкой избирателей в единый день голосования, выборы губернатора в ЯНАО не проводились, поскольку, согласно действующему законодательству в регионе, глава округа избирается законодательным органом субъекта. Как полагают эксперты, этот фактор и привел к тому, что избирательные участки Ямала посетили свыше двух третей избирателей региона (67,6%), т.к. именно избранный 13 сентября состав парламента в скором времени изберёт главу округа. Высокая явка в северном регионе, где оппозиция традиционно слаба, была «на руку» многим – и избирателям для уверенности в легитимности выборов, и местной региональной элите, и федеральному центру.

Пример выборов в Пензенской области показателен. Там, в отличие от многих других регионов на выборы от «Единой России» шел кандидат, который находился в статусе врио 3 месяца, а до этого губернатором не являлся. Тем не менее, этот факт не помешал Ивану Белозерцеву заручиться более чем высокой поддержкой населения на выборах в 86% при явке избирателей в 62,3%. Как полагают эксперты, такие результаты вызваны большими ожидания от кандидата у населения, который, к тому же, был губернатором области в период с 2005 по 2012 годы.

Что касается выборов губернатора в Иркутской области, то, по мнению экспертов, низкий уровень явки на них (29,2%) не говорит об абсентеизме избирателей. В отличие от той же Архангельской области, народ на участки в Приангарье все же шел. Можно сказать, что ставка на «бесшумную» избирательную кампанию в Иркутской области провалилась. По мнению ряда сибирских политологов, Иркутск – традиционно голосующий город и временами голосующий в протестном ключе, особенно в тех случаях, когда «партия власти» не блещет своей активностью.

В Смоленской области явка оказалась ниже, чем на выборы в областную думу региона два года назад. Эксперты напоминают, что и тогда рейтинг у «Единой России» был невысок (около 47-48%). Как мы знаем, электоральный уровень поддержки партии за последние годы на федеральном уровне существенно подрос. Избирательная кампания в регионе информационной поддержкой не блистала, действующий губернатор решил пройти на рейтинге партии. Ставка определенным образом сработала, правда, она нашла свое отражение в явке избирателей в 28,2% избирателей.

А вот с явкой в менее чем 21% по результатам выборов в Архангельской области уже пообещали разобраться в ЦИКе. Почему в регионе с высоким уровнем поддержки партии «ЕР» власти не решились привлекать электорат на выборы? Как отмечают эксперты, виной всему не недоверие со стороны населения самой действующей власти, а скорее, отсутствие уверенности в возможных глобальных улучшениях в регионе по итогам избирательной кампании. По мнению местных жителей, в Поморье за последние 10 лет ничего в развитии региона не произошло, не улучшилось и социальное самочувствие населения в регионе. В этом контексте, нетрудно предположить, что выборы в Госдуму следующего года без помощи федералов в регионе явно не обойдутся.

Выборы в муниципальные органы власти страны, как и предполагалось, прошли при еще более низкой явке. Если региональные выборы в России прошли при явке избирателей в диапазоне от 21 до 92%, то на выборах местного значения широкий диапазон сохранился, правда, в существенно более низкой плоскости – от 13 до 83% избирателей. Как мы видим, проблемы абсентеизма свойственны большинству регионов страны, а выборы в уровень власти, который на практике мало что решает, превращают самую масштабную избирательную кампанию последних лет в пустой звук.

Весьма примечательно, что в первую пятерку регионов по уровню явки людей на выборах вошли исключительно национальные республики. Преодолеть рубеж в 60% проголосовавших избирателей смогли Мордовия, Башкортостан, Ингушетия, Тыва и Дагестан. В принципе, тут ничего не обычного нет. Выборы в республиках, за небольшими исключениями, проходят при высоком уровне явки на любых выборах (пример Татарстана в этом году тому подтверждение). Жители данных регионов охотно идут на избирательные участки, чтобы отдать свой голос за признанного в народе человека. По сути, любая региональная избирательная кампания в республиках превращается в федеральную, а любая местная – в региональную, что и отражается на проценте явки:

Политолог Наталья Коломейцева: «Явка на выборах – зеркало современной политической системы?»

Среди регионов с низкой явкой особенно следует выделить Ханты-Мансийский автономный округ округ. От Югры мало кто ожидал худшей явки по стране (13,4% избирателей), потому как традиционный ресурс региона в лице сотрудников крупнейших нефтяных и энергетических компаний страны зачастую делает выборы в ХМАО. Эксперты сходятся во мнении, что причиной тому стал анализ протестных настроений в Югре со стороны действующий региональной элиты при подготовке к выборам. Именно низкая активность населения позволила «Единой России» показать хорошие результаты на выборах в регионе. Как отмечают политологи, явка со временем забывается, а результат остается, тем более, в канун федеральной избирательной кампании следующего года, где на Югру центр традиционно будет делать ставку.

В Приморском крае на прошедших муниципальных выборах явка избирателей составила 33%. Безусловно, каждый третий избиратель на участки – показатель невысокий. Однако, учитывая тот факт, что в прошлом году на губернаторский выборах процент явки составил 40%, а в рейтинге регионов ЦСИ «Чёрный куб» по явке избирателей край занял 20 место среди субъектов, в которых 13 сентября проходили исключительно местные выборы, то результат необходимо признать неплохим. Так, по данным статистики, в большинстве регионов страны явка избирателей на местных выборах не дотянула до показателя в 30%. Учитывая, что в Приморском крае ряд муниципальных районов (особенно, северных) традиционно показывает явку в 10-15%. Избирательную кампанию по явке политологи, в целом, признают успешной.

Тем не менее, необходимо отметить, что высокая явка дает возможности «новым» субъектам политики претендовать на власть. Так, при явке в 44% 9 из 15 мест думе Анучинского района взяли представители КПРФ, а при средней явке в 50% на выборах в муниципалитеты Спасского района, сразу 8 мандатов взяли кандидаты от мало кому известной в стране «Партии дела». Хотя скорее ситуация здесь обратная той, которую мы видим, именно участие большого количества субъектов политики, представляющего широкий спектр политических партий, а также активность оппозиционных и правящей партий на электоральном поле делает высокую явку на выборах.

Директор Центра социальных инноваций «Чёрный куб», политолог Юрий Коломейцев: «При анализе избирательных кампаний в регионе ЦСИ «Чёрный куб» столкнулся с тем, что на большинстве из них выборы проходили исключительно ради выборов. В ряде муниципальных образований едва смогли найти восемь человек, чтобы избрать семь депутатов комитета. При этом, кандидатов от партии «ЕР» было семь, а самовыдвиженцев – один. И таких ситуаций – десятки по региону, сотни по федеральному округу и тысячи по стране. Это системная проблема, которую необходимо решать, если, конечно, этого хотят на федеральном уровне. Пока данная система дает результат на выборах, от нее отказываться не будут. Другой вопрос – оппозиция. Ей, по сути, никто не мешает идти в районы, однако она проявляет себя лишь в центральных и южных областях края. Отсюда невысокие показатели явки, как по краю, так и по стране. Ни одни, не вторые не хотят участвовать в большинстве муниципальных кампаниях, следовательно, избиратели также не хотят идти на участки, так как голосовать становится не за кого», - подытожил эксперт.
2015ФедеральныеФедеральный уровень



>>
Лента новостей


ЖЖивая политика



Анонсы и события

"Выбор Народа" в социальных сетях: