CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Тема дня » Приемы 90-х в политике уже не работают. Победу Сергея Левченко на выборах губернатора в Иркутской области комментирует Константин Антонов

 
Приемы 90-х в политике уже не работают. Победу Сергея Левченко на выборах губернатора в Иркутской области комментирует Константин Антонов[edit] / [/ediitt]]
(30.09.2015)
Результаты второго тура по выборам губернатора в Иркутской области комментирует Константин Антонов, председатель Новосибирского отделения Российской ассоциации политической науки, руководитель Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества.


ВН: Как Вы считаете, победа Сергея Левченко на выборах в Иркутской области — это прежде всего победа КПРФ, учитывая, в том числе, и думский «десант» во главе с лидером КПРФ, который высадился в Иркутске перед голосованием во втором туре, или дело все-таки в личности самого Левченко, в его популярности, в его работе?

К.А.: Давайте посмотрим тему Левченко. У него огромный стаж активной политической деятельности. Он и до этого принимал участие в губернаторских выборах, и Говорину он в свое время проиграл не так уж и много (в 2001 году Сергей Левченко во втором туре уступил Борису Говорину 2%, прим. ред. ВН). Фактически у него всегда была достаточно внушительная поддержка, у него был свой ядерный электорат, который ему и удалось мобилизовать. Здесь я бы не стал говорить о том, что мировоззрение иркутян коммунистическое или прокоммунистическое, и не стал бы приписывать победу КПРФ. Тут сыграли два фактора: первый фактор - это сам Левченко, его личность, и второй фактор — те ошибки, которые были допущены Ерощенко.
Иркутская область всегда была сложной. Это очень фрагментированный регион с точки зрения политических ресурсов и элит: строители, энергетики, нефтяники, газовики, лесовики, - кого там только нет. Сергей Ерощенко в свое время столкнулся с этой главной иркутской проблемой фрагментации элит, он не сумел объединить элиты, привести их к консенсусу, - это один момент. Второй момент - это история с назначением мэра города Иркутска незадолго до губернаторских выборов, что, опять же, вызывало напряжение в региональных элитах, неприятие и этого шага, и этой кандидатуры (в феврале 2015 годав Иркутске были отменены прямые выборы мэра, новым главой города стал избранный из числа депутатов гордумы Дмитрий Бердников. прим. ред. ВН). Поэтому, собственно говоря, в победе Сергея Левченко значительную роль сыграло поведение бывшего губернатора и его команды.

ВН: Как Вы считаете, почему именно крупные города - Ангарск, Братск, Иркутск - отдали явное предпочтение Левченко, что позволило ему объединить вокруг себя этот электорат?

К.А.: Во-первых, с точки зрения использования пресловутого административного ресурса, маленькие депрессивные города более управляемы, местные элиты в этих маленьких городах больше зависят от власти субъекта федерации, да и население, учитывая высокий уровень безработицы, зависит от различного рода социальных пособий и патерналистски настроено. А в больших городах, напротив, население более мобильно и политически активно, хотя это, может быть, и не проявляется в явке; и как раз именно там, в больших городах, сосредоточены эти фрагментированные региональные элиты, которые, как оказалось, играют очень значительную роль в электоральных и региональных процессах.

ВН: До голосования во втором туре политологи в основном оценивали шансы кандидатов 50 на 50, а в результате разрыв между Левченко и Ерощенко оказался довольно-таки приличным, почти 15%. С чем Вы это связываете?

К.А.: Вообще говоря Сергей Ерощенко подошел ко второму туру с некоторым опережением. Но агрессивная прямолинейная кампания, которую его штаб начал проводить в промежутке между первым и вторым туром, вызвала резкое неприятие у избирателя. Уже второй год подряд разные спикеры, в том числе и кремлевские, постоянно говорят — «открытость, легитимность, конкурентность». Вячеслав Володин на днях вообще сделал эмоциональное заявление, адресованное региональным элитам: «Ну кого вы тянете, посмотрите»! Кстати, в Новосибирской области «Единая Россия» шла на выборы под лозунгом поиска новых лидеров и провела праймериз. Но это очень тяжело дается правящим группировкам в регионах, ведь приходится делиться властью, приходится привлекать новых людей. Не всем этого хочется. И вот это самое произошло, собственно говоря, и в Иркутске. Согласование интересов, попытка выработки консенсуса — этого не было. А эта вопиющая история, когда не пустили Зюганова на рынок... В Иркутске были применены традиционные для 90-х годов кондовые, прямолинейные, совершенно однозначные приемы, а они уже не работают. Не случайно те же самые кремлевские спикеры, анализируя ситуацию, призывают региональные власти к диалогу — потому что с людьми необходимо разговаривать. Той ситуации комфортной среды, когда можно было что-то единолично делать, управлять, манипулировать — ее нет. За исключением некоторых регионов, Татарстана и Кузбасса. Команда Ерощенко этого не учла и понадеялась на использование таких технологий, в том числе и запугивания избирателей, а они не сработали - и уже не сработают. Живой тому пример — сегодняшние события в Новосибирске, когда ставленник губернатора не прошел на должность председателя Законодательного Собрания с разгромным счетом (об этом можно прочитать здесь - прим. ред. ВН).

НВ: Произойдет ли, на Ваш взгляд, резкая смена курса и команды в Иркутской области?

К.А.: Конечно, в Иркутске будет резкая смена курса; Левченко уже заявил публично, что существенным образом обновит команду, и что места Ерощенко и его ближайшим соратникам по команде в системе исполнительной власти области не будет предоставлено, - поэтому, естественно, там будет резкая смена курса, я думаю.
2015РегиональныеИркутская область



>>
Лента новостей


ЖЖивая политика



Анонсы и события

"Выбор Народа" в социальных сетях: